Школьники и домашнее задание: сколько сидеть за учебником?

Министерство образования и науки вынесло на общественное обсуждение приказ, регламентирующий четко установлено время, которое отводится на выполнение домашнего задания в школе. В порядок организации обучения в школах должны быть внесены изменения, касающееся времени, отведенного под домашние задания. При реализации учебных программ нужно учитывать, что объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы время на его выполнение не превышало во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часа, - так говорит означенный документ.

Еще регламентируется, чтобы учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группировались бы в один день. И еще один интересный момент, касающийся первоклашек: "В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий".

Насколько это вообще ново под Луной? Может, такие правила уже записаны в приказах/рекомендациях для школ? Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 г. Это объемный документ, который детально расписывает временные и физические рамки образовательного процесса в школе для каждого класса (включая качество краски стен и степени освещенности помещений) . В частности, в пар. 10.30 говорится, что «Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.. То есть мы видим аналогичные временные требования к домашним заданиям.

Для чего понадобилось повторяться? Скорее всего потому, что родители жалуются на большой объем домашних заданий, на непомерную нагрузку и ухудшение здоровья детей. То есть получается, что Министерство как бы обращает особое внимание школ на объем допустимых нагрузок.

Но как всегда где то зарыты деньги. Где? Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе. Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание. Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой. То есть логика учителя такая: чем больше я задам, тем лучше. Много учителей, которые бессмысленно много нагружают детей.

И сейчас, видимо, опять пытаются реанимировать идею об отмене домашних заданий совсем, когда идет речь о переходе на школу полного дня. А по тенденциям последнего десятилетия все больше становиться очевидным, что чиновники хотят, чтобы дети проводили в школе как можно больше времени. Возможно, что и родители не против этой затеи. Будем следить за ситуацией.

Комментарии