Формальное и неформальное образование

Рубрика: Занятия

Формальное и неформальное образование

Что такое "допобразование"

Термин «дополнительное образование детей» появился в России в 1992 году.  Именно с этого времени так именуют учреждения, прежде занимавшиеся внешкольной работой. А руководители кружков получили статус педагогов дополнительного образования. Таким образом государство признало, что дети в кружках и секциях не просто проводят время «вне школы», а получают (дополнительное) образование, развивают свои склонности и навыки в какой-то сфере деятельности.

Мне нравится такое определение. Дополнительное образование детей в учреждении допобразования - свободная, не регламентированная государственным обязательным обучением деятельность, основанная на личных интересах, добровольности,инициативе, самостоятельности самих детей, обеспечивающая удовлетворение широкого спектра их индивидуальных потребностей и интересов, позволяющая углублять, дополнять информацию и знания, полученные в общеобразовательной школе.

Дополнительное и школьное образование

Формальное и неформальное образование

В педагогической практике для дополнительного образования используют разные названия. Это происходит из-за необходимости подчеркнуть его особую роль и отличия от школьной системы. Поэтому наряду с выражением "дополнительное образование" встречаются выражения «неформальное»,  «альтернативное» образование. На самом деле важно понять, в чем миссия и особенности каждого типа образования.

Различия между двумя системами (основного и дополнительного) образования проявляются на уровне целей, подходов и методов. Школьная программа нацелена получения ребенком стандартного образования, результат которого закрепляется аттестатом зрелости. Этот документ позволяет выпускнику школы, при желании, продолжить учебу в вузе. Школьное образование строится на типовых программах и учебниках, которые меняются редко. Именно поэтому эту систему образования называют «основной» или «формальной».

В дополнительном образовании педагог может выбрать типовую программу, а может составить и авторскую. Он не скован школьными рамками и поэтому проводит занятия, исходя их возможностей и потребностей своих конкретных учеников. Формальные условия класса – парты, ответы у доски, домашние задания - уже не являются структурообразующими. Для педагога дополнительного образования важно, чтобы ребенку в детском коллективе студии, секции или клуба было комфортно психологически и уютно. Он вкладывает большие усилия в развитие мотивации у детей. Ведь только заинтересованность приводит к высоким результатам и достижениям.

Виды допобразования

Формальное и неформальное образование

Так сложилось, что в сфере дополнительного образования детей развиваются несколько традиционных направлений: естественно-научное (включая детские объединения эколого-биологического профиля), техническое творчество, туризм и краеведение, художественное творчество, физкультурно-оздоровительное и социально-педагогическое (сюда относят развитие лидерства, волонтерские объединения, работу с детьми одаренными и имеющими ограниченные возможности здоровья).

Несколько слов о пользе

Хорошо известно, что именно занятия в студиях, секциях, клубах и творческих объединениях часто дают старт профессиональной реализации. Шахматный кружок Ленинградского Дворца пионеров в свое время закончил международный гроссмейстер и Чемпион Мира по шахматам Борис Васильевич Спасский. Известный биолог и телеведущий Николай Николаевич Дроздов занимался в кружке ВООП при Дарвиновском музее. Режиссер Ролан Антонович Быков ходил на занятия театральной студии московского дома пионеров на Кировской.

Получается, что основная задача сферы дополнительного образования – поддержка индивидуальных потребностей ребенка и его семьи в получении вариативного образования и самореализации. Это очень гуманистический, личностно-ориентированный подход. И, конечно, очень важно поддерживать и развивать этот вид образования. Больше кружков хороших и разных!

Формальное и неформальное образование

Связанные новости

Туризм - в детские массы Туризм - в детские массы 17.03.2015 Профориентация учащихся со школы Профориентация учащихся со школы Подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является ключевым элементом Остров, 17.04.2015 Рост популярности художественного творчества Рост популярности художественного творчества Количество школьников в стране, которые занимаются художественным творчество, выросло на 38 тыс. 28.05.2015

Комментарии