Франсиско Гойа о воспитании

Рубрика: В семье

В 1799 году испанский художник Франсиско Гойа создал знаменитую серию офортов. Пресса того времени так охарактеризовала его работы: "Из всех странностей и несуразностей, присущих нашему обществу, из многочисленных предрассудков и заблуждений, автор отобрал те, что показались ему наиболее подходящими для фантастических и вместе с тем поучительных картин. Сеньор де Гойя далёк от намерения с насмешкой или осуждением касаться определённых лиц и событий, его цель – заклеймить черты типические, пороки и извращения, присущие многим…».

Всего серия состоит из 80 офортов.  Гойя делает удивительно точные и актуальные даже для нашего времени наблюдения относительно самых разных жизненных ситуаций и проблем. В основном рисунки касаются отношений полов, брака, богатства, бедности, социального статуса. В начале альбома Гойа разместил причудливые офорты, изображающие, что приключается с женщинами Мадрида. Они выходят замуж за уродливых богачей, они используют влюблённых простаков, они обирают всякого, кого только можно обобрать, а их самих обирают ростовщики. 

Офорт «Они говорят “да” и протягивают руку первому встречному» Гойя прокомментировал так: «Лёгкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нём более свободно, чем раньше».

Офорт «Какая жертва!». «Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь».

Воспитание

Не обходит своим вниманием он и тему воспитания детей.  Описание офорта «Вот идёт бука» звучит так: «Пагубная ошибка в начальном воспитании состоит в том, что у ребёнка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки ("Сосо") больше, чем отца».

Офорт «Небрежное воспитание»: «Потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми, несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок».

Офорт «Ведь он разбил кувшин!». «Кто из них хуже?».

Образование

Франсиско Гойя высмеивает человеческие пороки: глупость, скупость, жажду наживы, безнравственность, предательство… Офорт «А не умнее ли ученик?» художник сопровождает метким комментарием: «Неизвестно умнее ли он или глупее, но нет сомнения, что более важной, глубокомысленной особы, чем этот учитель, невозможно сыскать».

Офорт «Брависсимо!» Франсиско Гойя объясняет так: «Если для понимания довольно иметь длинные уши, то лучшего ценителя не найти; но как бы он не стал хлопать тому, что совсем плохо звучит».

Ничего не поделаешь

Второй тираж «Капричос» был издан в королевской художественной типографии большим тиражом, комплект офортов можно было купить во всех крупных испанских городах. «Капричос» бойко раскупались, несмотря на то, что большинству они по-прежнему были непонятны. Люди только потому выкладывали за комплект офортов 288 реалов, что уж очень много шумихи и болтовни поднялось вокруг них. К офорту «Все погибнут» Гойя оставил пояснение: «Удивительно! Опыт погибших не идёт впрок тем, кто стоит на краю гибели. Ничего тут не поделаешь, все погибнут».

Материал был опубликован на bigpicture.ru и подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Д.Евсеевой evseeva-centre.ru

Комментарии