Готовим ребенка к школе: вопрос возраста

Рубрика: Школа

Мы начинаем серию статей, посвященных подготовке детей к школе. Это небольшой план ориентирован на родителей и включает в себя несколько пунктов, которые помогут родителям с минимальными расходами времени, финансов и сил успешно определить ребенка в первый класс.

Уже сейчас родителя первоклашек должны определиться с тем, в какую школу пойдет осенью их ребенок. Это при условии, что родители уже решили, в каком возрасте отдавать чадо в школу. Это также не всегда очевидный вопрос, лежащий на поверхности. Родители имеют право отдать ребенка в первый класс в возрасте от 6, 5 до 8 лет. Это право закреплено в ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Итак, первое: определить, в каком возрасте ребенок идет в школу. Обычно, вопрос ставится так: в 6 или в 7 с лишним лет? Здесь прежде всего нужно смотреть на то, насколько ребенок социализирован, хочет ли он учиться. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. Поэтому лучше не торопиться в школу, если ребенок еще не готов.Стоит прислушаться к рекомендациям психологов, которые настаивают на том, что лучше поздно, чем рано. Опыт показывает, что в шесть лет ребенок еще не готов к школе, и наилучший возраст 7-8 лет. Пусть детство продлится дольше! Сейчас выбор дошкольных занятий огромный (правда, это платно), и он позволяет мягко и комфортно приучить ребенка к дисциплине и будущим “тяготам” школы. Часто родители записывают ребенка на курсы подготовки к школе, которые длятся 1,5-2 года и проходят при той же школе, куда и планируется отдать ребенка в первый класс. Это хороший вариант, и по окончании их ваш ребенок уже практически готов. Эта готовность, по мнению специалистов, включает следующие компоненты:

  • Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).
  • Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, то есть желание учиться, узнавать что-то новое; умение сосредоточиться, умение управлять своими эмоциями, умение строить свое поведение).
  • Социальная готовность (потребность в общении, коррекция своего поведения в коллективе, способность обучаться).

Основной признак готовности - позитивный настрой самого ребенка. И вот если этого нет, тогда и нужно задуматься - что делать? Стоит эту проблему обсудить с психологом, это для них обычная тема для работы с ребенком (и родителем). Велика вероятность, что он сможет помочь. Психологи считают, что основные страхи, которые есть в ребенке, передаются ему от родителей. Поэтому психолог должен провести работу как с родителем, так и с самим ребенком. Вывод: не стоит игнорировать посещение специалиста, если у ребенка заметен страх перед школой.

Первый год обучения в школе – сложен, он может быть даже переломным периодом в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психо-эмоциональная нагрузка. Ежедневные занятия сменяют беззаботную жизнь. Для многих будущих школьников эта социальная адаптация сложна, и особенно для шестилеток, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения. Даже у тех детей, которые психологически готовы к обучению в школе, адаптационный период длится от 2 до 6 месяцев. Часто в этот период дети могут проявлять грубое поведение. И это будет признаками стресса, нервного перевозбуждения. 

Для того, чтобы безболезненно пережить этот этап, принципиально важно сохранять теплую атмосферу в семье. Если в семье царит любовь и забота, понимание, отзывчивость, если члены семьи в равной степени участвуют в воспитании ребенка, то, как правило, у ребенка нет страха перед школой.

Продолжение следует...

Комментарии