Надо ли учить в школе думать?

Надо ли учить думать учеников в школе? Вроде бы ответ очевиден: да, школа должна научить думать. Но по размышлению понимаешь, что школа ничего в этом смысле не должна. Меня давно беспокоил вопрос, почему государство так озаботилось поддержкой одаренных учеников, выдачей специальных стипендий, грантов таким талантам? Насколько я помню советскую школу и ее дух, поддержка скорее оказывалась не-талантливым, не-успевающим и прочим детям, которые не выполняют программу школы. То есть советская школа была направлена на повышение общего общего среднего уровня. Сегодня ситуация изменилась - государство сосредоточилась на талантах. Вкладываем денежку в них, растим из них элиту. Потом эта потенциальная элита либо занимает элитарное место, либо уезжает за рубеж, если элитных мест на выдано или не хватило. Остаются не мыслящие и не сильно мыслящие.

Конфуцию приписывают такое высказывание: “во всякой стране должно быть много людей тупых, безграмотных, неспособных мыслить, обеспокоенных лишь тем, как набить своё брюхо, и умеющих лишь выполнять несложную работу, которая необходима для поддержания их существования или же которую поручают им начальники. Образованной же и умеющей мыслить должна быть лишь элита - около 10% населения. В противном случае общество обречено на гибель, как будет обречена на разрушение любая машина, винтики которой обретут вдруг свободу воли и примутся решать, что им делать, а что не делать.

Следуя этой древней мудрости, образовательная и политическая линия наших лидеров правильная:

  1. Спасаем нашу страну от гибели.
  2. “Обрекаем на разрушение” страны Запада, включая США, куда едут мыслящие из РФ. Вспомним историю. После отправки в начале 20-х годов из молодой Российской республики “философских пароходов”, в стране началась индустриализация и возобновился экономический рост. Напротив, Западные страны начали движение к мировому кризису, депрессии, экономическому спаду (это пишется полушутливо).

Основа для системы, применяемой сегодня в школах, была разработана в первой половине 17 в. и предназначена была для массового обучения грамоте и основам арифметики людей, не умеющих ни читать, ни писать. С тех пор эта система дорабатывалась и изменялась, но основа её осталась прежней: учитель показывает и рассказывает, ученики повторяют за ним и запоминают, а затем на следующих уроках или на экзамене воспроизводят то, что им рассказал учитель, по возможности - дословно, и оценка ставится на основе того, насколько близок ответ ребёнка к тому, что рассказывал учитель. На некоторых уроках (например, на математике) применяется продвинутая разновидность того же способа: ученикам дают выучить формулы, а затем на экзаменах проверяют, насколько успешно сможет ученик подставить в эти формулы конкретные числа. Развивает ли такой способ обучения мыслительные способности учеников ? В какой то степени да, но примерно в такой же мере как и строевая подготовка в армии.

Какие же ещё способы обучения существуют? Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Комментарии