От школы до Университета детей

Рубрика: Школа

«Зачем живут люди» 

Именно такую тему научного семинара предлагает Университет детей для своих юных слушателей. Все ли взрослые могут ответить на вопрос, в чем заключается смысл именно его жизни. Или с какого-то момента, погрязая в рутине, они «забыли», что значит быть исследователем, познающим мир и себя в этом мире. Какими станут наши дети через несколько десятилетий зависит от того, что взрослые смогут им привить сейчас, в какое русло направить их энергию познания. Эту непростую задачу пытается решать альтернативными способами обучения созданный несколько лет назад в Москве Университет детей.

История создания

Директор Университета детей Татьяна Рябухина вспоминает, что в 2012 году для проведения занятий с детьми были приглашены ученые, преподающие в польском Университете детей. Будущих основателей проекта поразила способность польских преподавателей длительно удерживать внимание детской аудитории, не давая угаснуть интересу к предмету, побуждая ребенка активно участвовать в процессе познания. Такая способность требовала большого мастерства от лектора и специальной методики проведения занятия. Именно тогда возникло желание перенять опыт польских коллег и запустить подобный проект на базе Политехнического музея.
Партнёрами стали Высшая школа экономики, МИСиС, МПГУ, в чьих аудиториях проводятся занятия, используются также научные лаборатории в культурном центре ЗИЛ.

Цели и задачи проекта

Университет детей является образовательным проектом и рассчитан на аудиторию от 8 до 13 лет. Свою функцию он осуществляет через проведение тематических лекций и семинаров (воркшопов).

Организация учебного процесса

Занятия в Университете детей проводятся с сентября по май один раз в неделю в воскресенье, учебный курс состоит из двух семестров:

1.  с 21 сентября по 28 декабря;

2.  с 8 октября по 31 мая.

Программа обучения учитывает возрастные способности и интересы юных слушателей, поэтому разработаны три направления:

1. «Импульс» рассчитано на детей 8-9 лет;

2. «Динамика» рассчитано на детей 10-11 лет;

3. «Векторы» рассчитано на детей 12-13 лет.

Стать студентом Университета детей просто — надо заполнить анкету и купить абонемент на семестр за 3000 рублей. К началу занятий учащийся получает зачётную книжку и бейдж. Информация о теме занятия, месте проведения и длительности заранее размещается на сайте Университета. По окончании семестра слушателям в торжественной обстановке выдается сертификат.

На наш взгляд, важен и такой момент. При поступлении дети не проходят ни собеседования, ни тестирования. Всем даются равные возможности для пробуждения тяги к исследованиям и дальнейшего развития таланта. И вот тут вступает в действие харизма преподавателя, способного проявить в детях интерес и потребность к занятию наукой.

Как проходят лекции и семинары

Войдя в стены учебного заведения, ребята ощущают себя студентами. Именно так здесь к ним относятся, и обращаются исключительно на «Вы». Кстати, преподают здесь настоящие ученые, мастера своего дела. Никого не удивляет, что за кафедрой можно увидеть доктора наук. На лекциях обычно присутствует более ста детей, на воркшопах до двадцати, что позволяет преподавателю больше времени уделить интерактивному общению. Задача практических занятий — дать ребёнку почувствовать себя исследователем, в процессе эксперимента получить наглядное подтверждение теоретических знаний.Организаторы старательно обеспечивают безопасность пребывания детей в учебных аудиториях, привлекая к процессу волонтёров, задачей которых является наблюдение за благополучием ребят до передачи их родителям или взрослым сопровождающим после окончания занятий.

Чему учат только в Университете

Например, в Университете преподают курс практической философии «Лаборатория мысли», позволяющий детям развить разные виды продуктивного мышления: логику, критику, креативность, рефлексию. Именно здесь учат тому, что, как правило, не способны в должной мере привить общеобразовательная школа — способности самостоятельно мыслить, критически относится к получаемой информации, развивать творческий подход к решению любых задач. Очень важно получать навык строить правильный диалог с окружающими, уметь задавать нужные вопросы не только оппоненту, но и себе. В этом поможет развитие рефлексии, что очень ценно для понимания собственных истинных желаний и предпочтений в занятиях. Итогом будет принятие правильного решения в выборе дальнейшего жизненного пути и профессии.

Перспективы общего образования

Сможет ли современная школа использовать накопленный опыт и методики обучения, разработанные в стенах Университета детей. Чтобы дети не с унынием, а с радостью думали: «Опять в школу!». И начинать, конечно же, надо с нас, взрослых. Может быть, стоит создать университет, обучающий, как убрать из своей жизни косность, заезженные стереотипы, и чувствовать себя немножко ребенком, не перестающим удивляться миру и его тайнам.

Комментарии