Я узнал о Сонатал-методе от жены, которая «вдруг» обнаружила, что этот метод ей очень нравится, и наша девочка тоже положительно реагирует на занятия (это были ее первые курсы - 1,5 года). Поэтому я решил разобраться, что же хорошего зарыто в сонатал-методике. Я посетил одно занятие и исследовал информацию, которую пишут в интернете. Попробую объяснить доступными словами, что я понял – ибо все, что написано об этой методике преимущественно списано с брошюр самого основателя Сонатала – Лазарева Михаила Львовича, а сам метод разрабатывался еще 30 лет назад, когда на медицинско-психологические темы можно было писать только научным языком (или языком научного коммунизма).
Изначально сонатал (от лат. sonus — звук, и natal — рождение, то есть обобщенно это можно назвать «музыкой рождения») это был метод восстановительной медицины, направленный на оптимизацию развития плода и определенных психических и физиологических процессов в организме беременной и плода с помощью музыки. Метод подразумевает обучение родителей навыкам общения с ребёнком ещё до рождения. Это означает, что мама должна петь для будущего ребенка или давать слушать ему музыку каким-то другим способом (допустим, прикладывать наушники к животу). От этого ребенку будет много хорошего, у него формируются первичные рефлекторные связи между звуками музыки, звуками речи и эмоциями. От этого возрастает количество нейронных связей в мозгу и поэтому развитие ребенка после рождения должно идти интенсивнее. Влияние идет на вибрационном уровне (вибрации оказывают воздействие на клетки плода, активизируя в них различные биохимические процессы). Но, как говорится, сложно доказать труднодоказуемое. Дополнительно пренатальная методика включает в себя и приобретение будущей мамой знаний для последующих игр и мини-уроков, который она сможет затем использовать при воспитании ребенка с его первых дней.
Далее этот метод был расширен и до включения в развивательные процессы и самих родившихся детишек. Общее, что должно объединять все занятия в духе Сонатал – это непрерывное развитие музыкально-эмоционального интеллекта ребенка. Здесь очень важно слово «эмоциональный», которое указывает, что нагрузка идет не на интеллект ребенка (что для малышей, видимо, и невозможно), а на его эмоциональную сферу. Для детей постарше (более 3-х лет) спектр методик расширяется. Для них включаются такие дополнительные факторы влияния этой методики как психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд) и физиологический (с его помощью тренируются различные функции организма). В общей сложности, программа рассчитана на детей до 10 лет.
Автор методики Лазарев М.Л. придумал (или доказал) 4 закона Сонатал – педагогики:
1. Закон пренатального подтверждения личности.
Его суть в том, что мама должна отвечать (голосом, прикосновениями или движением) на любое шевеление малыша, исключая ночное время.
2. Закон формирования пренатальной звуковой матрицы окружающего мира.
Благодаря пренатальному воспитанию, малыш знакомится с окружающим миром через звуковые образы. Эти образы формируют в его организме определенные рефлекторно закрепленные состояния и складываются в полную схему окружающего мира. Именно звук оказывает наиболее глубокое воздействие на мозг еще не рожденного ребенка.
3. Закон постнатального повтора пренатального опыта.
После рождения ребенка весь опыт пренатального развития повторяется и закрепляется в его деятельности. Сначала материал повторяется совместно с мамой (в возрасте от 0 до 3 лет). Затем он повторяется ребенком самостоятельно (в возрасте 3-7 лет). И наконец, материал пренатального образования закрепляется в оздоровительно-учебных занятиях для школьников (7-10 лет).
4. Закон подтверждения детской речи после рождения.
Суть этого закона в том, что каждый новый звук, слог, слово ребенка обязательно фиксируется (с помощью аудиозаписи и на бумаге) и предъявляется ребенку (в виде прослушивания записей и просматривания рисунков).
Переводя с научного на русский, можно сделать такие выводы:
- как только у плода появилась нервная система, мозг, уши, сразу можно и нужно воздействовать с помощью благоприятных звуковых колебаний (музыка, голос);
- это звуковое воздействие благоприятно сказывается на развитии плода, формируя схему окружающего мира;
- родившись, ребенок проходит через ряд циклов роста, во время которых ему предлагают свою программу развития, в основе которой лежит звук, эмоциональное переживание реальности, приобщение к красоте и гармонии окружающего пространства.
- сонатал-методик множество, но все они построены ступенчато, и каждое занятие не повторяет предыдущее, а предоставляет возможность ребенку переходить от одного переживания мира к другому.
Фауст у Гете сказал: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Это в полной мере, как мне кажется, относиться и к Сонаталу. Жизнь этой методике может придать только увлеченный педагог, учитель-новатор, преподаватель, который ищет зерно истины в море образовательных методик. Если такой Учитель есть в вашем городе, то это безусловная удача, и надо не упускать шанс, и пойти к нему на занятие. Удручает и удивляет, что нет современных публикаций на "озвученную" тему. Сайт sonatal.ru далек от совершенства, и практически не отвечает на современные запросы читателей. То есть возникает болезненное ощущение, что сегодня этот метод уже дальше не развивается, живет только прошлыми заслугами. Но будем надеяться, что это не так, и новые преподаватели и новые курсы будут появляться снова и снова.
Комментарии