Трудности первого года обучения в школе

Рубрика: Школа

Переступая порог школы

Итак, ваше дитя, исполненное предвкушением получения удивительных знаний и открытий, с гордостью ощущая себя учеником, переступает порог школы. Это всегда волнующий и запоминающийся момент в жизни каждого ребёнка и их родителей. Отзвенит первый звонок, улягутся будоражащие эмоции, и у первоклассника начнутся школьные будни, Ребёнок постепенно начнёт осваивать школьные навыки — письмо, чтение, счёт, через ежедневный упорный труд двигаясь к своим маленьким достижениям. Но далеко не у всех ребят усваивание учебного материала складывается гладко. Чтобы первые трудности в обучении не отбили желание учиться, родителям надо знать, как помочь своему первоклашке осилить азы знаний, повысить самооценку и успешно двигаться дальше. По мнению психологов, в первом классе не бывает мелочей. Чтобы предугадывать развитие событий и управлять ими, родителям школьников начальных классов следует знать, с какими трудностями может столкнуться их ребёнок на начальной ступени обучения.

Какие проблемы видят учителя и психологи

Развитие и становление школьника первого года обучения исключительно сложный процесс, полный противоречий, как и окружающий мир, который должен познать ребёнок. Этот возраст характеризуется формированием интеллектуальных способностей, приобретением нравственных и социальных качеств, надолго определяющих структуру личностных ценностей. Трудность воспитания и обучения детей младшего школьного возраста - в отсутствии чёткой обратной связи. Ребёнок не может описать мир своих чувственных переживаний, вычленить причину и следствие. Например, конфликтная ситуация в доме может вызвать взрыв, казалось бы, беспричинной агрессии в школе, а неудачи на занятиях — повышение температуры тела и болезненное состояние.

Неуспеваемость и её причины

Неуспеваемость — это систематическое получение учеником неудовлетворительных отметок по одному или нескольким предметам. Такие ученики не способны самостоятельно оперировать минимумом полученных на уроках знаний, что далее ведет к невозможности усвоения нового материала, базирующегося на предыдущем. Плохая обучаемость свойственна ученикам с низкой умственной работоспособностью, отсутствием мотивации и низкой самооценкой, неуверенностью в своих силах. Эта проблема, как правило, требует помощи практикующего психолога, способного выявить её подлинные причины. Здесь будет недостаточно просто дополнительных занятий с учеником и педагогического давления. Все эти способы малоэффективны, часто — просто вредны. В последнее время учителя, психологи и медики сходятся во мнении, что причины

Мнение учителей, родителей и психологов

По мнению педагогов, участвовавших в статистических опросах, причины неуспеваемости следующие: 1) слабое здоровье ребёнка; 2) конфликты и проблемы в семье; 3) пассивное отношении родителей к ребёнку, а также неосведомлённость в вопросах воспитания и проистекающее из этого неумение оказать помощь; 4) тревожные состояния, имеющие различные причины; 5) сложная программа обучения, с которой ребёнок не в силах справиться; 6) сниженная самооценка.

Среди родителей причины неуспеваемости названы в таком порядке: 1) неспособность учителя сделать интересным и доступным процесс преподавания предмета; 2) нежелание ребёнка эффективно трудиться в процессе обучения, апатия, лень; 3) невозможность детей контролировать устойчивость внимания в процессе обучения; 4) невозможность учителя проявить индивидуальный подход к ребёнку; 5) сложная учебная программа.

Со своей стороны психологи считают, что неуспеваемость — это совокупность причин, которые могут проистекать как из плохого состояния здоровья, так и из недосформировавшихся психических функций, неготовности ребёнка к обучению. Также указывают на недостаточный учёт индивидуальных особенностей школьника и предвзятое отношение родителей, руководствующихся собственными целями.

Комментарии