Трудности первого класса

Рубрика: Школа

Последняя статья в этом цикле: Подготовка к школе по отдельным предметам

Проблемы: они такие разные

Ребенок, который хочет учиться и которому это дается легко в наше время редкая птица. Практически все дети сталкиваются в первом классе с трудностями. Причем они бывают совершенно разных причинных полюсов: как от недостатка подготовки к школе, так и от избытка подготовленности. Этот последний феномен стал встречаться чаще в связи с тем, что в школу поступают дети, родители которых очень серьезно занимались подготовкой чада и которые вложили до семилетнего возраста всю программу начальной школы. Таким умникам проходится по второму кругу изучать буквы и счет - им это скучно, и такие дети начинают бездельничать на уроках.

Но все таки большинство детишек страдает из-за реальных проблем неуспеваемости. Психологи выделяют три группы детей:

  • Дети с низкой интенсивностью учебной деятельности. Этими детьми движет не жажда знаний, а погоня за похвалой, лидерством. Если учеба ребенку не дается, то зачем тратить на нее энергию и силы? И первоклассник выбирает легкий путь «ничегонеделания». Но попытки стать лидером проявятся в другом ключе: вместо хорошей учебы он будет привлекать к себе внимание хулиганством и необъяснимыми выходками. Психологи утверждают, что проблему следует искать в нехватке внимания в семье.
  • Дети с низкой эффективностью учебной деятельности хотят учиться, но у них плохо получается. Им не хватает для этого элементарных знаний, опыта. Причины могут крыться как в проблемах со здоровьем (недоразвитостью некоторых отделов головного мозга), либо в том, что родители не дали достаточных знаний от себя.
  • Дети с сочетанием этих проблем в различной комбинации имеют меньше всего шансов хорошо закончить школу. Эти дети не только не умеют учиться, но и не хотят. Как правило, это пассивные, ленивые и неуверенные в себе дети.

Немного статистики

Есть обобщенные данные, показывающие, сколь первоклассников относится к той или иной "проблемной" группе:

  • 20% детей при письме допускает ошибки, в том числе пропускают буквы. Это связано с проблемами кратковременной памяти, концентрации. Это можно это скорректировать с помощью специальных упражнений.
  • 15% детей не могут высидеть положенного времени (40- 45 мин.). Они постоянно отвлекаются и отвлекают других. Особенно это характерно для гиперактивных детей.
  • 15 % никак не могут понять предмет урока с первого раза. При этом некоторые стесняются переспросить у учителя, другие же постоянно задают вопросы и мешает всему классу.
  • 10% малышей страдает от неорганизованности. Они могут забывать дома школьные принадлежности, книжки, сменную обувь.
  • 10% не могут учиться “чисто”: у них очень грязные тетради, буквы в прописях расползаются, часты зачеркивания и всякие чернильныне пятна . Это связано с плохим развитием мелкой моторики.
  • некоторое количество детей ведут себя неуважительно по отношению к учителю: не реагируют на замечания, громко комментируют действия педагога. Это вытекает безусловное из проблем во взаимоотношениях в семье.
  • Небольшая группа детей страдает от дезориентирования в пространстве. Они с с трудом запоминают расположение своего класса, теряются в школе, опаздывают из-за этого на уроки. Это переносится и на успеваемость: выполнить задание «отступить несколько клеточек в сторону» в тетрадке дается им с большим трудом.

Сложно сказать, вина ли это ребенка, скорее виновата плохая наследственность, недостаточного количества занятий до школы, проблемные отношений в семье.

Что же можно сделать?

Большинство проблем можно снять с родительской помощью. С другой стороны, если родители не работали с детьми до школы, то невелика вероятность, что это случится и в школе. Тем не менее, рекомендации такие:

  1. Выполняйте в первое время домашние задания вместе с ребенком. Прочитайте вместе с ним учебник, поясните непонятные вещи на наглядном примере. Терпение и еще раз терпение! Но старайтесь все таки не выполнять задание за ребенка, он должен думать сам.
  2. Оценки – это не главное, если даже и оценки - звездочки и прочие суррогаты. Если вы расстроены успеваемостью ребенка, не следует ругать именно за плохие отметки, ругайте за отсутствие знаний, безынициативность, лень. То есть бороться надо не с плохими отметками, а с причинами, которые приводят к неуспеваемости.
  3. Не переходить на личности, если и ругать, то следить за тем, чтобы не страдала самоуверенность ребенка. Иначе он станет еще более зажатым, скованным. Увы, но проблемы ребенка - это наши родительские проблемы, и они не возникли из ничего, а появились из наших генов и образа жизни.

В общем, поддерживайте ребенка в этот сложный переходный период, и любые трудности первого класса будут преодолены сообща. В сложных ситуациях помочь может детский психолог. Проведя диагностику, он определит, по какой причине причине ребенок испытывает сложности, и порекомендует комплекс упражнений или предложит другие психологические “пилюли”, но ц в целом укажет направления решения проблем и снимет излишние родительские волнения.

Все статьи цикла:

Мы начали серию статей, посвященную подготовке ребенка к школе:

1. Готовим ребенка к школе: вопрос возраста

2. Готовим ребенка к школе: формальные вопросы

3. Адаптация ребенка к школе

4. Подготовка к школе по отдельным предметам

Комментарии