Адаптация первоклассника к школе

Рубрика: Well-being

Что такое адаптация

В широком смысле термин «адаптация» означает приспособляемость организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Вхождение ребенка в школьную жизнь является сильнейшим стрессирующим фактором, заставляющим его организм активно реагировать на новую среду существования. Изменяется социальный статус, появляются новые требования, организм должен трудиться в новых рамках — временных, пространственных, появляются новые социальные обязанности и межличностные отношения с одноклассниками, с учителями.

Виды адаптации

Какие аспекты адаптации первоклассника можно выделить, чтобы родители имели возможность определить, успешно ли проходит процесс, и в случае необходимости вовремя помочь ребенку.

Психологи рассматривают три этапа психофизиологической адаптации ребенка на первом году обучения в школе:

1.Острая адаптация.

Для ребенка все новое — обстановка, коллектив, отношения, требования. Чувственные системы восприятия вынуждены работать с максимальной нагрузкой, чтобы стабилизировать организм. Этот период длится примерно две-три недели.

2.Неустойчивая адаптация.

Организм первоклассника начинает постепенно привыкать работать в новом режиме, исчезают бурные реакции на раздражители, оптимизируются энергозатраты.

3.Относительно устойчивая адаптация.

Успешно вырабатываются механизмы поведения, соответствующие изменившейся среде. Организм прекращает работать на пределе своих возможностей и находит нужный ритм для комфортного функционирования своих систем.

Формы адаптированности

Адаптация первоклассника в зависимости от особенностей организма длится от двух месяцев до полугода. Различают три формы привыкания: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую. Родителям важно оценить, по какому типу проходит адаптация его ребёнка к школе. При легкой форме адаптации первоклассник без труда принимает правила поведения, активно общается с членами нового коллектива, заводит дружеские отношения, отличается доброжелательностью, быстро привыкает к новому режиму дня, хорошо усваивают учебный материал. При адаптации средней тяжести ребёнку требуется не менее двух месяцев, чтобы принять новые отношения и обязанности в школьном коллективе. Такие дети отличаются нестабильной успеваемостью. К группе с тяжелой формой адаптации можно отнести детей с негативными формами поведения, не усвоением школьного материала, дезориентированностью в коллективе. Очень важно выяснить причину плохой адаптации детей третьей группы. Она может проистекать из неготовности ребенка к школе или же причины могут скрываться в психоневрологической сфере и требовать специального лечения.

Как проходит успешная адаптация

Ребенок здоров, жизнерадостен, ему нравится посещать школу и получать новые знания. Он с удовольствием рассказывает о процессе обучения, своих достижениях и трудностях, с легкостью устанавливает дружеские связи в новом коллективе, отличается адекватным поведением и самостоятельностью, соответствующей его возрасту. Может хорошо ориентироваться в здании школы, в случае необходимости обратиться за информацией к учителям, может самостоятельно следить за своим внешним видом, сделать покупку в буфете и т.п. Овладение учебным материалом идет успешно, ребенок не переутомляется и не испытывает проблем со сном.

Когда пошло что-то не так

Если вы стали замечать, что ребенок впадает в депрессивное состояние, уныние, или, наоборот, демонстрирует гиперактивность, иногда даже агрессию, у него нет желания идти в школу, его с трудом можно усадить за выполнение домашних заданий, значит надо незамедлительно приняться за выяснение причин такого поведения. В тяжёлых случаях ребёнок может терять массу тела и постоянно болеть. Выясните у учителя, как ребёнок осваивается в коллективе, легко ли ему дается общение с одноклассниками, заводит ли он новых друзей. Поговорите по душам со своим ребенком, испытывает ли он какие-то страхи и трудности, почему он не хочет идти в школу. Во время разговора недопустима грубая форма общения, дайте понять ребёнку, что вы на его стороне, всеми силами пытаетесь разобраться в ситуации и помочь ему. В следующей статье мы дадим рекомендации, как родителям помочь своему ребёнку в адаптации к школьной жизни.

Другие статьи по теме:

Трудности первого года обучения в школе

Какие качества личности важны для успешного обучения

Комментарии