Вход Регистрация

Внешкольное образование и пионерия: все возвращается?

Рубрика: Well-being

Внешкольное образование и пионерия: все возвращается?

О новом витке пионерии

Прочитал статью “О новом витке пионерии: пусть безобразно, зато однообразно” (Чем обернутся для нас новые попытки возродить махину единой пионерской организации и кому они на самом деле нужны). Статья несколько затянута, разные проблемы свалены в одну кучу; в-общем, читать непросто. Сама статья посвящена обсуждению события, связанного с тем, что с 2015 года в стране снова начинается эксперимент по созданию единой детской (школьной) организации.

Вообще любой здравомыслящий человек понимает, насколько много сейчас принимается разных нелепых решений, что не стал бы уже обращать внимание на очередной регулирующий казус. Но авторы (Александр Трапер и Михаил Эпштейн) взялись за обсуждение серьезно и написали капитальную критическую статью со следующим выводом:

Выясняется, что детям не нужна. Взрослым, реально работающим с детьми, объединение в форме единой организации не нужно. А кому же нужно? Видимо, чиновникам от образования и молодежи как дополнительный инструмент влияния, чтобы проще было управлять и отчитываться. Наверное, политикам для своих политических целей. В частности, для упрощения продавливания в народ нужной им идеологии.

Внешкольное образование и пионерия: все возвращается?

Внешкольное образование и пионерия

Меня больше заинтересовало рассуждение авторов о внешкольном дополнительном образовании и обсуждением связи между стремлением детей к клубности и созданием единой детской организацией. Эту часть статьи я и хотел бы здесь процитировать:

Вернёмся к «внешкольному» времени. Сейчас практически вся педагогическая деятельность «вне школы» называется дополнительным образованием. В таком «сливании» многочисленных и многообразных маленьких ручейков и больших, вполне полноводных рек в единое русло «доп. образования» кроется опасность для социальной жизни ребят. Ведь что является базовой единицей системы дополнительного образования? Кружок, где ребята чему-то учатся. Опять же учатся, а не живут. И сейчас система образования всё сильнее и настойчивее начинает накладывать на внешкольную жизнь схемы жизни школьной (в основе своей имеющую классно-урочную систему) — фиксированное количество учеников, финансирование по часам занятий, программы, образовательные стандарты. Это же катастрофа для досуговой, самодеятельной жизни ребят (и заинтересованных взрослых тоже, между прочим)!
Если раньше Дома пионеров (детского творчества) были хоть какой-то отдушиной для детей и взрослых, уставших от заорганизованности, распланированности, полной контролируемости школы, то сейчас и эта территория свободы практически оккупируется школой и школьной структурой организации жизни. А жизнь реальную, многообразную, которой живут в своих сообществах дети и взрослые, очень сложно вписать в заранее запланированные часы и стандарты.
                       Этапы большого пути
Как может прорастать внутри «дополнительного образования» коллективная, самостоятельно организуемая жизнь? Можно говорить о трёх состояниях детского сообщества в дополнительном образовании: кружок – клуб – отряд (организация, объединение).
В кружок ребенок приходит, чтобы самому чему-то научиться. Это и есть дополнительное образование. И в большинстве случаев кружок остается кружком: определённые знания и навыки получены, вот и хорошо, спасибо. Там, где взрослые ставят перед собой и другие цели, кроме прямой передачи знаний, на почве этого обучения, на основе общности предметно-содержательных интересов возникает общение вне занятий, свой внутренний язык, свои условности и правила жизни, придуманные ребятами, там возникает клуб. А вот когда клуб начинает выходить на активную деятельность вне себя и своих членов, задумывается о представлении своей деятельности другим, начинает каким-то образом через свою работу влиять на окружающую жизнь, здесь уже можно говорить о появлении отряда, организации. И дело, конечно же, не в формальном названии, а в состоянии сообщества, в его целях, ориентирах, ценностях, духе, возможностях.
Ведь подросткам для выращивания в себе самостоятельности и умения жить в своем сообществе нужен «тимуровский чердак», где будет не установленный кем-то казенный порядок, а собственный, ими организованный. Естественно, он не всегда будет совпадать с представлением о порядке у взрослых — директора, сотрудников СЭС, пожарных, но зато это будет свой мир. Выстроенный своими руками.
Таким же образом классно-урочные требования к организации жизни кружков и клубов в рамках дополнительного образования только мешают выращиванию клубности, сообщности, самостоятельности в управлении своей жизнью и ведению общественно-полезной деятельности. И если деятельность кружково-обучательная поддерживается через финансирование дополнительного образования, точно так же должно поддерживаться стремление кружков вырастать в клубы, в организацию клубно-сообщной жизни ребят, выход за рамки узких учебных границ дополнительного образования. Мы бы сказали, что здесь как раз и нужна специальная государственная программа поддержки подростковых сообществ.
Но это совсем другая история, а вопрос вот в чём: как же всё-таки государству поддерживать такие сообщества, клубы, организации, если не создавать единую детскую организацию?

Внешкольное образование и пионерия: все возвращается?

Связанные статьи

Дополнительные занятия в школе и вне школы: что лучше? Дополнительные занятия в школе и вне школы: что лучше? Куда отвести ребенка на дополнительные занятия – в ближайший Детский центр или школу... Невель, 20.11.2015 Допообразование перемещается в школу, но доступно не всем Допообразование перемещается в школу, но доступно не всем Главным институтом, предоставляющим услуги внеклассного образования,становятся школы Великие Луки, 28.12.2015 Дополнительное образование: между клубным и школьным форматами Дополнительное образование: между клубным и школьным форматами Изучаем какие изменения происходят в сфере дополнительного образования сегодня. РФ, 31.12.2015

Комментарии