Допобразование и социальная стабильность в стране

21 января 2015 г. состоялось очередное заседание правительства. Речь шла о развитии социальной сферы и, в частности, дополнительного образования.

Далее публикуется выступление министра образования РФ Дм. Ливанова, посвященного повышению доступности программ дополнительного образования в стране.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Дополнительное образование создаёт условия для успешности каждого ребёнка независимо от места жительства, социально-экономического статуса семьи. В этом смысле его развитие является важным фактором повышения социальной стабильности в обществе. Именно в системе дополнительного образования детей происходит личностное профессиональное самоопределение. В этом смысле оно является опережающим по отношению к другим уровням образования, постоянно актуальным и своевременным для каждого ребёнка, для каждой семьи.

В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года, Дмитрий Анатольевич, как Вы сказали, к 2020 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, должна увеличиться до 70–75% от общей численности детей этого возраста. Для реализации этой задачи принята концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий по её реализации.

Благодаря уже принятым мерам доступность дополнительного образования растёт. С 2012 года охват детей дополнительными общеобразовательными программами существенно увеличился, на 1 млн детей – с 11,5 млн до 12,5 млн, численность дошкольников, занятых в дополнительных образовательных программах, выросла на 5% за два года. Развитие кружков, секций, музейной деятельности на базе школ позволило увеличить почти на 15% вовлечение детей школьного возраста в дополнительное образование. Сегодня по доле занимающихся в кружках и секциях, в школах мы находимся на уровне показателей развития системы образования в советское время – около 65%.

Важным фактором повышения доступности программ дополнительного образования является тот факт, что сегодня эти программы реализуются не только на базе организаций дополнительного образования, но и на базе школ, вузов, музеев, иных организаций, имеющих соответствующие лицензии. Мы будем и дальше продолжать развитие образовательной деятельности на базе таких организаций при безусловном сохранении базовой сети специализированных организаций дополнительного образования, для чего сейчас формируется специальный реестр.

Хочу также отметить, что в 2014 году санитарные нормы и правила, которые применяются к учреждениям дополнительного образования детей, были обновлены, они стали сегодня более гибкими. Это позволило расширить возможности для реализации программ дополнительного образования на базе самых разных организаций. Важным вопросом в связи с этим является территориальная доступность дополнительного образования детей. В настоящее время нормативы и строительные нормы не содержат требований к размещению учреждений дополнительного образования. В целях повышения доступности допобразования для всех, в том числе для детей сельской местности, мы внесли в Минэкономразвития предложение о внесении соответствующих изменений в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Прошу поддержать это обращение.

В 2015 году были впервые разработаны и внедрены новые механизмы и подходы в системе дополнительного образования детей. Первое. В федеральной целевой программе развития образования мы впервые выделили дополнительное образование в отдельную задачу. Предусмотрены серьёзные федеральные средства, в том числе на конкурсную поддержку региональных инициатив, на субсидии пилотным регионам и на гранты тем организациям, которые реализуют и распространяют передовые практики и модели дополнительного образования детей.

В 2015 году создана необходимая нормативная база для перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительных образовательных программ. При этом норматив учитывает и вариативность, и разнообразность этих программ по содержанию и форме, группу получателей, направленность и так далее. Уже в 2016 году государственные задания всем организациям сформированы по этому принципу. Это позволит сохранить свободу учредителей в определении стоимости и состава услуг, но при этом появляются универсальная классификация и единый подход к предоставлению госзадания как профильным учреждениям, так и, например, детским лагерям либо другим организациям, в том числе негосударственным, с учётом специфики разных регионов.

Кроме того, в 2015 году внесены изменения в Бюджетный кодекс, введён новый подраздел «Дополнительное образование детей и взрослых», что позволит нам увидеть объективную картину планирования регионами средств на предоставление детям доступа к программам дополнительного образования.

У нас есть два акцента на ближайшее время, которые мы сделаем в политике. Первый связан с бóльшим привлечением частного бизнеса в сектор дополнительного образования. Успешные примеры этого есть, но необходимо двигаться дальше, потому что на сегодняшний день доля частного сектора в этой области деятельности не превышает 1%. В 2013 году всего 52 организации было, в 2014 году – 80, в 2015 году – уже больше 100, но всё равно этого мало.

Вторая очень важная для нас задача – это более широкое вовлечение детей в программы технического и инженерного творчества. Сейчас примерно 10% детей охвачено занятиями в кружках технической и естественно-научной направленности. Планируем увеличить этот показатель в 2–2,5 раза к 2020 году. В том числе с этой целью вместе с Агентством стратегических инициатив реализуется новый проект, который называется «Новая модель системы дополнительного образования детей», предусматривающий создание в Российской Федерации сети детских технопарков. Первые из них уже созданы, будем дальше продолжать эту работу.

Спасибо за внимание.

Связанные новости

В. Мутко о задачах спортивного допобразования в РФ В. Мутко о задачах спортивного допобразования в РФ Мутко: перед этой системой стоит задача подготовки ближайшего резерва сборных команд страны Псков, 16.04.2018

Комментарии