Инклюзия в 2016 году: новые стандарты

Рубрика: Школа

Инклюзия в 2016 году: новые стандарты

Все возрастающая инклюзия

В новом 2016 году российские школы ожидают появление новых стандартов для инклюзивного образования. Сегодня в инклюзивных классах обучается около 160 тысяч детей. Потребности значительно превышают существующие возможности в таком виде образования. В России примерно 0,5 млн. детей-инвалидов, плюс дети с особенностями развития, которые, не имея инвалидности, тем не менее нуждаются в спецусловиях обучения. При этом, как подчеркивает сам стандарт инклюзивного образования, обучение должно проводиться в массовых школах, в окружении здоровых сверстников.

В Минобрнауки говорят, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ в принципе не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений...), так - и это главное - и в наличии специалистов и качественных методик обучения.

Инклюзия в 2016 году: новые стандарты

Такие разные "особые" дети

Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Тысячи различий скрываются за формулировкой "ограниченные возможности здоровья". Самые сложные ученики для обычных школ - с задержкой умственного развития и аутисты. Для таких детей по новым требованиям в школах должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение. Обучение для учеников с задержкой развития будет идти и по обычным учебникам, и по специальным. Какие выбрать - решит учитель. В инклюзивных классах со школьниками работает не только учитель, но и логопед, дефектолог, социальный педагог.

Для ребенка-аутиста в обычной школе нужно организовать особое рабочее место. Желательно около стены, за индивидуальной партой; может быть предусмотрена ширма. В начальных классах для такого ребенка может быть сделан игрушечный домик или палатка. Правила не запрещают таким детям приносить из дома игрушку, заниматься в классе лежа на полу. Безусловно, среди аутистов есть одаренные дети (около 5%), но большинство не могут усвоить самых простых бытовых жизненных навыков. Для дефектологов это жизненная рабочая практика, но для среднестатистического учителя многое в таком коррекционном компоненте непривычно. Понятно, что у таких детей большие сложности с общением, к учителю запросто могут обратиться на "ты" или просидеть весь урок под партой. Поэтому учителю надо быть готовым к тому, что с ребенком придется общаться с помощью карточек, планшета, таблиц, схем и проверять знания в виде тестов.

Вряд ли 2016 год сможет кардинально улучшить ситуацию. Главное, что нет ясности в том, по правильному ли пути двинулось российское образование в плане широкого внедрения инклюзивных практик. Хватит ли денег решать тысячи возникающих проблем?

Источник: Российская газета

Связанные статьи

Инклюзия - за и против Инклюзия - за и против РФ, 06.04.2015 2016 г - новый стандарт инклюзивного образования 2016 г - новый стандарт инклюзивного образования Невель, 30.06.2015 Инклюзивное образование и коррекционные классы Инклюзивное образование и коррекционные классы Сегодня в России примерно 480 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья... Великие Луки, 24.12.2015

Комментарии