В новом 2016 году российские школы ожидают появление новых стандартов для инклюзивного образования. Сегодня в инклюзивных классах обучается около 160 тысяч детей. Потребности значительно превышают существующие возможности в таком виде образования. В России примерно 0,5 млн. детей-инвалидов, плюс дети с особенностями развития, которые, не имея инвалидности, тем не менее нуждаются в спецусловиях обучения. При этом, как подчеркивает сам стандарт инклюзивного образования, обучение должно проводиться в массовых школах, в окружении здоровых сверстников.
В Минобрнауки говорят, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ в принципе не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений...), так - и это главное - и в наличии специалистов и качественных методик обучения.
Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Тысячи различий скрываются за формулировкой "ограниченные возможности здоровья". Самые сложные ученики для обычных школ - с задержкой умственного развития и аутисты. Для таких детей по новым требованиям в школах должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение. Обучение для учеников с задержкой развития будет идти и по обычным учебникам, и по специальным. Какие выбрать - решит учитель. В инклюзивных классах со школьниками работает не только учитель, но и логопед, дефектолог, социальный педагог.
Для ребенка-аутиста в обычной школе нужно организовать особое рабочее место. Желательно около стены, за индивидуальной партой; может быть предусмотрена ширма. В начальных классах для такого ребенка может быть сделан игрушечный домик или палатка. Правила не запрещают таким детям приносить из дома игрушку, заниматься в классе лежа на полу. Безусловно, среди аутистов есть одаренные дети (около 5%), но большинство не могут усвоить самых простых бытовых жизненных навыков. Для дефектологов это жизненная рабочая практика, но для среднестатистического учителя многое в таком коррекционном компоненте непривычно. Понятно, что у таких детей большие сложности с общением, к учителю запросто могут обратиться на "ты" или просидеть весь урок под партой. Поэтому учителю надо быть готовым к тому, что с ребенком придется общаться с помощью карточек, планшета, таблиц, схем и проверять знания в виде тестов.
Вряд ли 2016 год сможет кардинально улучшить ситуацию. Главное, что нет ясности в том, по правильному ли пути двинулось российское образование в плане широкого внедрения инклюзивных практик. Хватит ли денег решать тысячи возникающих проблем?
Источник: Российская газета
Комментарии