​Как оценить готовность подростков жить в потоке информации

Рубрика: Школа

Человечество стремительно переходит к эре цифровых технологий. От подрастающего поколения требуется все больше навыков использования цифровых коммуникационных технологии для обучения и решения жизненных задач. Востребованы способности находить релевантную информацию, ее оценивать, интегрировать, создавать на ее основе новую и передавать. Эти способности называют информационно-коммуникационной компетентностью (ИК-компетентность): способность и готовность учащихся использовать цифровые информационные и коммуникационные технологии с целью получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания информации и коммуникации, соблюдая этические и правовые нормы. То есть это не только уровень владения конкретными компьютерными программами и информационными технологиями.

ИК - компетентность - что это?

Цель высокой ИК-компетентности - комфортное существования в информационном обществе. ИК-компетентность включает целый ряд умений, в том числе:

  • всесторонне работать с информацией (обеспечивать доступ к информации, осуществлять ее поиск, интеграцию, управление, переработку, создание и передачу на ее основе нужного сообщения, использование полученной информации по целевому назначению в процессе общения и др.);
  • решать на основе полученной информации различные практические задачи, применяя при этом информационно-коммуникационные технологии;
  • мыслить и продуктивно взаимодействовать в современном «цифровом» мире на основе оперирования разнообразными потоками информации.

Как оценить эти способности?

Один из инструментов оценки информационной компетентности был разработан в рамках проекта "Информатизация образования", реализованного при поддержке Всемирного банка в России в 2004-2008 годах. Далее инструмент получил новое развитие на международном уровне в рамках Российской программы помощи в области образования (Russian Education Aid for Development), которая реализуется совместно Всемирным банком и Российской Федерацией. Программа направлена на развитие систем оценки качества в восьми странах и укрепление национального потенциала России в оказании международной помощи развитию в сфере образования.

Этот инструмент - Information and Communication Literacy Test (ICL Test). Создатели полагают, что этот тест позволяет оценивать готовность подростков к жизни в информационном обществе, определяя не сколько технологические навыки, но способности тестируемого эффективно работать с информацией, его когнитивные качества: "Для разработчиков теста важно определить не то, как быстро школьник набирает текст в редакторе или владеет браузером, а то, насколько у него сформированы универсальные навыки мышления ", — говорят разработчики системы.

Бенефиты

Высокий уровень ИК-компетентности выпускника школы является предпосылкой того, что он будет способен успешно жить и работать в условиях современного информационного общества, сможет приобрести навыки непрерывного обучения в течение всей жизни.

ICL Test основан на семи составляющих ИК-компетентности:

  • определение (умение сформулировать проблему),
  • доступ (умение находить информацию в разных источниках),
  • управление (умение классифицировать информацию),
  • интеграция (умение анализировать информацию),
  • оценка,
  • создание
  • передача.

Тестирование включает 16 заданий (простые, средние и сложные), на выполнение которых отводится 2 академических часа. Учебные задачи чередуются с заданиями из реальной жизни. Учащийся использует широкий спектр цифровых технологий, в том числе, текстовые редакторы, инструменты для создания презентаций, электронные таблицы, графики, базы данных, средства мультимедиа, а также электронную почту, социальные сети.

Результаты

Программа ICL тестирования прошла апробацию у 20 тыс. школьников. Тестирование показало, что процент детей с коэффициентом ИК-компетентности ниже базового довольно высок (30 - 60% в зависимости от страны). Это говорит о том, что молодежь может демонстрировать хорошие умения пользования гаджетами, но имеет плохие навыки работы с информацией. Это также может означать, что дети не готовы к саморазвитию.

Польза для школ

ICL Test измеряет уровень ИК-компетентности не только у конкретного учащегося или класса, но и дает объективную оценку готовности выпускников основной школы к жизни в информационном обществе. Возможность получать подобные данные может заинтересовать директоров школ и руководителей системы образования разного уровня, так как результаты ICL Test позволят вырабатывать и корректировать образовательную политику отдельной школы, региона или даже целой страны в этой области. ICL Test предоставляет возможности оценить, в какой мере интеграция информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школьный образовательный процесс позволяет реализовать активный деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.

Статья подготовлена по материалам сайта  https://www.ictlit.com/ru/about

Связанные новости

Камчатка и полиглот Камчатка и полиглот Известный российский психолингвист,синхронный переводчик, телеведущий-преподаватель образовательной Псков, 06.07.2015

Комментарии