С 1997 года в мире отмечается Международный день терпимости (толерантности). В последние несколько лет его приметили и в России, стали повсеместно проводиться уроки толерантности. Не стал исключением и 2015 год: во всех школах страны с 16 по 23 ноября прошла акция “Урок толерантности”, организаторами которого выступили Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) и Еврейский музей и центр толерантности.
Уроки толерантности - особый курс для школьников, цель которого воспитание у детей чувства терпимости и уважительного отношения друг к другу, доброжелательности к различным группам населения (инвалидам, беженцам, представителям разных национальностей и конфессий). Программа урока зависит от уровня подготовки класса и его особенностей (социальных, национальных, этических, культурных). С 2015 г. занятия проходят по специальным программам, разработанным Центром толерантности, - для учеников всех классов. Школьники смогут познакомиться с культурным наследием народов мира и основными системами ценностей и представлений у разных народов и культур. Ученикам будет показано, как писать слово "мир" на 86 языках, школьники также разучат на русском языке пословицы разных народов (татарские, еврейские, дагестанские, удмуртские, башкирские и др.). Подробнее здесь.
Впервые на федеральном уровне уроки толерантности были организованы в школах 1 сентября 2009 г. Идея их проведения во всех российских школах была выдвинута в июле того же года участниками Всероссийского молодежного образовательного форума "Селигер". Это предложение было поддержано президентом РФ Дм. Медведевым.
Одни из первых в России публичных мероприятий, носивших название уроки толерантности, были проведены в декабре 2001 г. в 11 городах в рамках гуманитарной акции "Рейс мира" по сбору помощи жителям Чечни. На этих уроках школьники 3-11 классов рисовали открытки и писали новогодние пожелания для своих чеченских сверстников.
В 2002-2009 гг. уроки толерантности были организованы в ряде регионов по инициативе местных властей, преподавателей и общественных организаций. Их проведение не носило обязательного характера, а сами уроки посвящались различным темам.
Например, с 2002 г. в г. Димитровграде Ульяновской области в средних школах начали проводить такие уроки инвалиды-колясочники из общества "Оптимист" при поддержке городского управления образования. В 2003 г. в Свердловской области в школе г. Лесного состоялись открытые уроки толерантности, посвященные развитию неконфронтационных межэтнических отношений между учащимися. В октябре того же года еврейская община г. Таганрога провела в школах и колледжах города уроки под девизом "От истории Холокоста до уроков толерантности".
С 1 сентября 2005 г. в Москве начала проводиться ежегодная городская акция "Дети Москвы против террора" в память о теракте в школе Беслана (2004), частью которой стали уроки толерантности.
Начиная с 2008 г. в школах Санкт-Петербурга организуются уроки в рамках городской программы "Толерантность". В 2008 г. в школах столицы и ряда регионов впервые был проведен урок толерантности в рамках Международного дня памяти жертв Холокоста (отмечается 27 января), впоследствии акция стала ежегодной. 1 сентября того же года в московских школах при содействии городских властей был организован урок под девизом "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила".
Впервые в российском законодательстве термин "толерантность", означающий терпимость к иному мировоззрению, обычаям и поведению, был упомянут в постановлении Правительства РФ "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" от 22 февраля 1997 г.
25 августа 2001 г. правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе" (на 2001-2005 гг.), которая предусматривала воспитание молодого поколения в духе приверженности гуманным ценностям, терпимости к людям разных вероисповеданий, национальностей, культуры. В ее задачи входило создание и распространение программ, направленных на формирование толерантного сознания, в образовательных учреждениях всех уровней.
Источник: ТАСС
Комментарии