Если любовь, то требовательная

Рубрика: В семье

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома

Жил на свете педагог

Когда то жил на свет замечательный педагог Антон Макаренко. Его имя всегда было на слуху, и все папы и мамы (когда то раньше) были уверены, что его методика творит чудеса со всеми детьми всегда и везде, даже из малолетних преступников делает добропорядочный хороших людей. И всегда от этой мысли на душе было хорошо и легко: всегда можно посоветоваться с умным и прозорливым педагогом. И вот однажды ты берешь “Книгу для родителей” Макаренко и просто получаешь огромное удовольствие от того, как же замечательно этот человек пишет. Ты погружаешься с головой в мысли автора, в его очень точные и богатые наблюдения за жизнью детей в семьях и детей в своих детских коллективах. Ты погружаешься в удивительный и серьезный мир отношений детей между собой, описанный великолепным детским бытописателем и тонким психологом.

Макаренко прекрасен как писатель. У него очень богатый и точный язык, исключительно острый глаз и отточенный интеллект. Все что ты читаешь похоже на очень правильную картину жизни. Вообще при чтении в голове читателя созидается правда о жизни, правда о детях. После чтения Антона Семеновича в голове остается мысль, как важно быть сознательно твердым родителем, абсолютно честным, ведущим ребенка вперед, руководящим его становлением как человека в этом сложном непредсказуемом мире. Еще остается, что воспитание - это серьезный труд для родителя, а воспитываться - это труд для ребенка.

Макаренко оставил после себя противоречивое наследство: работал в трудовых колониях для несовершенннолетних; его методику брали за образец, потом топтали. В 1936 г. чуть было не репрессировали, снимали с работы и потом принимали на другую. Да и его жизнь не была длинной: всего 51 год. Незадолго до смерти был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Последние несколько лет занимался исключительно литературным творчеством.

Макаренко как литератор

Макаренко вошел в историю как литератор. Его педагогическая работа слишком часто подвергалась критике (в том числе Н. Крупской, что имело самые неблагоприятные последствия для работы педагога). И даже его произведения появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. В общем и целом отношение педагогических чиновников к Макаренко было более чем настороженным. Приведу несколько блестящих выражений:

  • С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты…
  • Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку. Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза
  • Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?
  • Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство
  • Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве.

В литературе Макаренко известен прежде всего как автор “Педагогической поэмы» (1925—1935) и “Книги для родителей” (1937-1938). Методика педагогической деятельности и воспитания в описана в работе «Методика организации воспитательного процесса» (1936). В последние годы жизни Макаренко работал над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), и автобиографическими материалами — повесть «Честь».

Постулаты теории воспитания по Макаренко.

1. Коллектив

Воспитательный коллектив - основа методики Макаренко. Ребенок по мысли педагога не воспитывается в одиночку, индивидуально, но в коллективе. Дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями. И само это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Дети учатся общаться между собой, учатся принимать на себя новые социальные роли, в итоге коллектив помогает детям адаптироваться в социуме.

2. Демократизм и самоуправление

В коллективе, живущим “по Макаренко”, каждые полгода выбирался старший группы. Он выбирался лишь один раз, и любой ребенок мог опробовать себя в качестве руководителя. Решения, определяющие жизнь, досуг и труд коллектива, принимались голосованиями, и никакой педагог не мог отменить решения “детского” собрания. “Я принял решение, и я отвечаю”, – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Макаренко считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». Эта система подготавливала ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. Кроме того, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять.

3. Труд и дисциплина

Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Но это труд воспитательный, так как организован был с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд должен идти бок о бок с образованием.

По Макаренко дисциплина является результатом правильного воспитания, а не средством и не методом. Правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.

«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко.

Сегодня

Обобщенно говоря, Макаренко оставил после себя опыт массового перевоспитания детей - правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся. Также Макаренко оставил литературные труды, посвященные теории семейного воспитания.

Система Макаренко в настоящее время не востребована. Так как наше современное общество не уважает физический труд, то и разговор о системе воспитания “по Макаренко” сегодня не актуален. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизмы. Мы приучены к тому, что физическое воздействие на ребенка не допустимо. Значит и здесь Макаренко подвергается критике. И, самое главное расхождение, воспитание сегодня стало индивидуалистическим. Сейчас педагогическое воздействие идет по вектору педагог (родитель) - ребенок, в его же системе этот вектор воздействия шел на детский коллектив в целом.

Но вот что сегодня может быть востребовано: учитель и воспитатель должны быть очень внимательными и искренними в отношении с детьми - ведь дети великолепно видят ложь и фальш. Можно обратить внимание не запрет «шантажа», когда оказывая доверие ребенку, родитель (педагог) припоминает ему прошлые огрехи: «воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.


Авто статьи - Антон Мотине

Комментарии