Все знают, что в пост питаются постно, скоромная пища запрещена.В реальной жизни едва ли потребление мясомолочной продукции сокращаетсяво время этого периода. То есть народ не реагирует на попытки ограничить его продуктовый набор. Да и получить в церкви разрешение не соблюдать строгий пост сегодня не сложно: достаточно сослаться на какую-нибудь болезнь, коими мы заполнены основательно.
Но давайте попробуем разобраться, почему в пост нельзя именно мясо, а сахарможно? Почему нельзя молоко, а шоколад или хлеб можно. Вопросы далеко не праздные,а главное связанные со здоровьем человека.Данный текст принадлежит к разряду рассуждений. Специалисты по православию или медицине смогут оспорить многие моменты, о которых говорит автор. Но, тем не менее, более важным представляется ход рассуждений, чем тонкие детали.
Итак, почему запрещено мясо? Обычно аргументация такая:1) так поступали святые отцы – монахи, достигшие высокой степени святости 2) так установили в апостольские времена, предписав в Пост вкушать только те продукты, что были разрешены Богом для вкушения Адамом и Евой в Раю 3) скоромнаяпища утучняет человека, делает его нечувствительным к духовной жизни.
Надо признать, что установления и запретыПравославной Церкви действительно сильно связаны с жизнью отцов- отшельников. По сей день Православные церкви в отношении поста руководствуются палестинским уставом (Типиконом, примерно 6 в.). Более того, монахи вообще не должны употреблять мясо, максимально белковая еда для них – рыба (опять-таки по Уставу).
Почему монахи не вкушают мясо? Во первых, потому что традиция, во – вторых,- результат духовного опыта. Ясно, что употребляя мясо, сложно держать в руках свою плоть и контролировать «естественные потребности».В том числе и поэтому нельзя много спать, нельзя лениться и отлынивать от физических или духовных работ. Монах отвергает себя, и целиком уподобляет себя Богу («возьми крест свой и следуй за Мной»).Есть ли какой- то диетический или оздоровительный мотив у монаха? Нет, его эти земные мотивы не касаются. Мы знаем, что многие действительно достигли святости,но многие, разумеется, умерли раньше срока от тяжести постной жизни.
Почему необходим отказ именно от мяса, а не от чего-то еще? Причин должно быть несколько. Отказ от белковой пищи приводит к тому, что организм начинает испытывать их нехватку, белковые структуры, в том числе в мозгу разрушаются, что в том числе должно сказываться и на некотором выключении мозга от мирской жизни. И это должно помогать в молитвахиподвижничестве. Сегодня можно видеть, что во многих религиозных сектах также есть запрет на мясо, (например, в сибирской секте Виссариона Христа или в культе Анастасии и звенящих кедров России).Основная причина такого «закона» в сектах – контроль над умами людей, входящих в эти организации, снижение критических настроений за счет ухудшения умственной деятельности адептов. И другая причина- желание оторватьсвоих приверженцев от перманентной работы по уходу за животными.В секте человек полностью должен быть посвящен идее и, конечно, ее вождю. Православная Церковь, разумеется, не секта, но ее типиконы формировались в старые древние времена. Само христианство во многом обязано секте кумранитов, где были классические сектантские порядки по устранениюсебя от мира похотей, нечистотыи лжи. Таким образом, связь между постной пищей и духовными размышлениями вполне очевидна. Любой молодой человек, который захочет стать «более духовным» обязательно начнет с вегетарианства. Эта связь духовность – вегетарианство в крови у людей.
Хорошо. Про монахов и сектантов поговорили.Что же до мирян, людей, которые живут в миру, работают, растят детей, может уже не вполне молоды и не вполне здоровы. И при этом они верующие, православные, но умеренно, так сказать, без фанатизма. Приближается пост, и этим людям нужно принять решение – поститься ли и насколько интенсивно.И в условиях стоит, что эти люди активно работают и выполняют еще целый ворох обязанностей, в том числе растят детей.Может, им не надо нагружаться постом? И в каком ракурсе им воспринимать пост- как диетическое мероприятие или духовное?
Если последнее, то пищевой пост включает в себя и некоторые другие ограничения – развлечения, супружеская постель, необходимость более частого посещения Церкви, обязанность углубленного чтения молитв. И ограничения в еде не должны превалировать над другими составляющими. Человек, который в силу своего социального статуса привязан к выполнению своей мирской миссии, скорее не может себе позволить такой роскоши как ослабление мозговой деятельности. Цена этого может быть очень высока. Более разумно ввести ограничения по другим аспектам поста. Если же человек думает о том, что поститься полезно, что надо очищать организм, то это вопрос другого порядка. Он связан с теорией того, что такое очищение, и какой режим питания полезен человеку. Основной водораздел между теориями здорового питания лежит по линии углеводы – белки. Ученые разделились на два конфронтационных лагеря. Представители первого считают, что человеку нужен «углеводный» обмен веществ, протеиновую пищу организм не усваивает, а все нужные аминокислоты человек может синтезировать прямо в организме. Представители второго, наоборот, утверждают, что отказ от белковой пищи чреват замедленным обменом веществ, отеками, мышечной дистрофией, «сердечными» проблемами, умственной усталостью, а также проблемами кровообращения и двигательной активности.
И одно из наиболее значительных научных (или псевдонаучных) гипотез «здорового питания», накатившихся на голову граждан, желающих оздоровления, это предположения о том, что весь вред лежит в углеводах, а не в белках.Я не буду сейчас разбирать ни одну из теорий. Приведу несколько тезисов сторонников теории вреда /избытка/ углеводов.
А что, скажете вы, есть и в растительной пище белки! Это чистая правда, и в зерне его не так уж и мало, например, в пшеницеего содержание доходит до 50% - кладезь белкового строительного материала! Селекция последнего столетия как раз и была направлено на то, чтобы вывести сорта злаковых (особенно пшеницы) с максимальных содержанием растительного белка. Зерно все пухло и пухло, тяжелело. И действительно злаковые культуры стали гораздо более продуктивными. Тот хлеб, что мы едим сегодня, это уже совсем не тот «хлеб насущный» времен Иисуса Христа, сегодня мы потребляем пшеничное зерно, в котором содержание белка в несколько раз выше древних аналогов. Это хорошо? Не совсем. Конечно, теперь заниматься сельским хозяйством теперь могут 2% населения, но едим мы за это довольно опасный продукт. Сегодня только ленивый не слышал про глютен- высокомолекулярный белок злаков (преимущественно пшеницы), который негативно воздействует на организм, особенно на слизистую кишечника (а как же- все таки клей!), вызывает воспаления и многие другие неприятности. Негативная реакция на глютен (целиакия) сегодня характерна 10-20% населения. Глютен сегодня специально выделяют как отдельное вещество за его высокие кулинарные свойства при изготовлении полуфабрикатов и проч., и его следы (или много следов) можно найти повсюду-в молочных продуктах, мясных изделиях и т.д. Зачем это там? Ответ простой: это дешевле. Купил 0,5 кг мяса и 0,5 кг пшеничной клейковины, смешал и продаешь 1 кг мясного фарша. Хотя глютен в несколько раз дешевле. Эффективность!
Хотелось бы сделать выводы. Сегодня следует пересмотреть концепцию поста и посмотреть на него глазами современного человека, а не глазами анахорета 3 в. из палестинской пустыни. Отказ от мясомолочной пищи и замена на зерновые / углеводные продукты в течение 50 дней-это прямая угроза человеческому здоровью. Можно отказаться от мяса, но с заменой на овощи и плодовые, а не на макароны. Наиболее эффективная и правильная стратегия поста – сокращать количество еды, а не его качество. Лучше отказаться от сахара, чем от мяса. Это полезнее как в физическом, так и в духовном плане- человек становится менее зависимым от сладкого наркотика.
Еще раз укажу, что все вышеописанное- это не более чем точка зрения автора, который не врач, и не монах, а просто начитанный и немного думающий человек. А поэтому всегда следует «проконсультироваться с врачом». Всем здоровья и здравомыслия!
Комментарии