Первая статья цикла: Надо ли учить в школе думать
Основы школьной системы, применяемой сегодня, были заложены в первой половине 17 в. Эта система была придумана для массового обучения грамоте и основам арифметики людей, не умеющих ни читать, ни писать. С тех пор эта система много дорабатывалась и менялась. Но основа её оставалась прежней: учитель показывает и рассказывает, ученики повторяют за ним и запоминают, а затем, когда спрашивают (на экзамене) воспроизводят то, что им рассказал учитель. Лучше дословно, и оценка будет зависеть от того, насколько близок ответ ребёнка к тому, что рассказывал учитель. На некоторых уроках (математика, например) применяется продвинутый метод: ученики должны выучить формулы, а затем проверяют, насколько успешно ученик подставляет числа в эти формулы.
История обучения начиналась с простого. Большинство из них сосредоточивались на «дрессировке» учеников. Важно было получить вдолбить в руки и голову ребенка практические навыки ремесла, чтобы тот мог механически выполнять ряд технологических операций – быстро, без брака, с минимальным расходом сил. Самое очевидное обучение такого рода- «ремесленное». Такой способ сохраняется и до сих пор. Например, так обучают вождению, техническим профессиям ("вставить деталь в патрон, вынуть ключ, нажать на кнопку, подвести резец..."). Задача такого обучения в том, чтобы дать навык, не привлекая сложных механизмов мышления. Основное преимущество этого способа - возможность быстрого обучения с гарантированными результатами большого числа людей.
Следующий шаг - "профессиональное" обучение. Это то, что происходит в вузах: ученикам дают наборы знаний и навыков и заставляют их использовать эти знания и навыки для решения как учебных, так и реальных задач. Этот способ требует умения оценивать проблему, выбирать, какую именно формулу использовать, выводить новые формулы на основе имеющихся, находить недостающую информацию и т.п. В результате такого обучения ученик получает набор "продвинутых инструментов", с помощью которых он может эффективно решить любую задачу, лежащую в области применения этих инструментов. Проблема возникает в случае, когда такой человек сталкивается с проблемой, для решения которой у него нет подходящего инструмента.
Последующие методы- шаги к «научному» обучению. Ученику не только дают готовые инструменты, но и заставляют продвигаться в область неизвестного, лезть туда, где правильных ответов ещё не существует - и самому искать эти ответы, выдвигая гипотезы и проверяя их. Это очень хороший способ, развивающий мышление ученика. Я сам прошел «пред-научное» обучение уже в достаточно взрослом состоянии - сильно после 30. Это была подготовка и защита магистерский диссертации по экономике. И это было для меня достаточно шоковым явлением. Мозг не привык работать в таком режиме, долго сопротивлялся, пытаясь функционировать в режиме курсовых работ. Но диссертация – уже не курсовая, в ней надо доказывать положения своей работы. И мозги перестраиваются, после написания диссертации (если она написана самостоятельно) наступает катарсис и ощущение того, что ум и мышления встали на новую ступень развития.
Казалось бы все хорошо в научном мышлении, но не достает одной важной детали - умения самому ставить цель. Об этом поговорим в следующей статье.
Комментарии