Первая статья цикла: Надо ли учить в школе думать
Системы обучения. Часть_1: здесь
Она отличается от ремесленного обучения, и даже предшествовала ей. Эта система зародилась в глубокой древности и успешно дожила до наших дней, изменившись лишь незначительно. Ученик помогает мастеру в работе, начинает с самых простых вещей и постепенно берёт на себя всё большую и большую часть работы, переходя от простого к сложному. Например, ученики иконописца начинали с того, что убирали мастерскую, затем переходили к растиранию красок, подготовке досок и т.п., и после многих лет ученичества уже рисовали небольшие иконы сами, либо фрагменты икон мастера . Овладевал всеми знаниями и умениями своего наставника, ученик сам становился мастером и мог продолжать развиваться самостоятельно. Иногда практиковалось более изощренная разновидность этого метода: мастер вообще ничему не учил подмастерье, тот был обязан доходить до всего своим “умом и сообразительностью”, следуя за мастером и улавливая принципы и приёмы его работы, разгадывая его секреты... Могло случиться и так, что или иной мастер уносил свои секреты с собой в могилу, так как его ученики не могли разгадать их. Тогда включался его величество случай, и появлялась возможность в процессе экспериментирования изобрести улучшенный вариант технологии. Хороший способ, но основной его недостаток заключается в том, что он не массовый, не рассчитан на обучение большого числа учеников.
Развивало ли такое обучение мышление ? Без всякого сомнения, но степень такого развития зависела прежде всего от сферы применения. У ученика пекаря было меньше возможностей, а у ученика врача, алхимика - больше.
Развитие цивилизации все в большей степени требовало подключения активных методов обучения, то есть методов, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности учеников. Обучающийся - это равноправный участник процесса обучения (наравне с педагогом). Но для того, чтобы стать “равноправным”, необходимо, чтобы у ученика был интерес, стремление постигнуть неизвестное, искра, которая позволяла бы зажечь познавательные способности ребенка. Ян Амос Коменский (17 в.) в работе «Великая дидактика» настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способности понимать вещи. Руссо (18 в.) доказывал, что целью обучения является не “выдача” знания ученику, а научение его приобретать в случае нужды это знание. А. Дистервег (19 в.) требовал, чтобы учитель не только «приохотил» ученика к учению, но всегда использовал бы его силы, возбуждал его деятельность.
Последнее высказывание особенно хорошо раскрывает суть активного метода обучения: не положить знание в голову ученика, а помочь ученику самому взять это знание, если у него есть к этому интерес. Далее мы более подробно расскажем о некоторых методиках обучения из нашего времени.
Комментарии