Ювенальная юстиция в РФ: изымать или оставить?

История вопроса

Призрак ювенальной юстиции начал ходить по России с начала 2000-х. Но очень робко и неуверенно. Но к 2008 г. - “процесс начался”. Видимо, государство почувствовало себя настолько окрепшим, что вполне могло позволить себе массированное вмешательство в дела семьи.

Напомним, что ювенальная юстиция - это специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних. В данной статье мы будем акцентироваться на том аспекте проблемы, как “изъятия детей из семей”.

Принятая в 2008 году гл. 22 Семейного кодекса РФ, предусматривает изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи. Ст. 156 УГ РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») в широкой трактовке фактически запрещая практику домашних наказаний. В 2009 году введены новые должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте и при губернаторах субъектов РФ. В тот же 2008 г. Верховным судом РФ в правовой оборот введён новый термин «ювенальные технологии», однако в 2010 г. во втором чтении в Госдуме отклонён проект федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» в части создания ювенальных судов.

Ситуация в Москве

Основной поток ювенального бумаготворчества происходил в Москве, порождая в головах родителей праведный гнев и опять таки потоки писательства на сайтах. Так, в частности, на заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ноябрь 2010 г) был принят “Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия», составивший своего рода нормативную базу московской ювенальной юстиции в отсутствии федерального закона. Сам протокол заседания и текст Регламента вызывал, конечно, очень много вопросов

в правомочности такой активности. В этом регламенте вводилось понятие семьи (детей) в трудной жизненной ситуации. Это разновидность социального неблагополучия. Трудная жизненная ситуация трактовалась как ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка. Такие семьи, согласно регламенту, должны были браться на учет. Критериями для определения неблагополучия считались:

  • отсутствие работы у родителей,
  • неудовлетворительные жилищные условия,
  • развод родителей,
  • конфликтные ситуации в семье.

Есть также понятие социально-опасного положения. Критерием такого положение, в частности, является неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий и т.п.).

Главный коммандует: назад

Понятно, что из этого регламента вытекал чрезмерно широкий перечень ситуаций, когда семья оказывалась на учете с последующим возможным изъятием ребенка. Дело редко доходило до финальной стадии, но семейная общественность была перепугана, социальные сети надрывались от воплей. Через несколько лет активность ювенальной юстиции притормозилась после вмешательства Главнокомандующего. "Ювенальная юстиция представляет из себя угрозу вмешательства в дела семьи. Это очень опасная вещь. Во многих странах себя не оправдала практика, она такая — 50 на 50”, заявил Путин 15 октября 2014. Государственная машина сдала назад. Семьи вздохнули с облегчением.

Недавно (март 2015 г.) от моего близкого друга слышал такую историю. Он, как новоиспеченный отец семейства, допустил глупость по отношению к своей 5-и месячной девочки: выставлял спать ее за окно, что, конечно, с точки зрения безопасности совсем не гут. Так как они жили на первом этаже, то кто -то сфотографировал спящего таким образом ребенка и передал фотоматериал “куда следует”. Реакция соответствующих органов (комитет по делам несовершеннолетних) последовала моментально. Сразу мать вызвали в комиссию, поставили на учет, дали подписать бумагу и необходимости раз в месяц приходить к ним с отчетом. Комиссия приходила также и домой - проверять условия проживания ребенка. Правда, по словам родителей, вела себя чрезвычайно учтиво и мягко. Условия жизни комиссию удовлетворили. Следующим шагом могла стать психологическая экспертиза родителей. Но до этого не дошло. Испытательный срок - полгода, после которого с учета снимают, если претензий к родителям нет. Поэтому очевидно, что в Москве протоювенальная юстиция бдит и ищет “кого пожрати”.

За рубежами

В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Ожидается, что Совет Европы скоро обозначит свою позицию по массовому изъятию детей из семей, к чему нередко прибегают соцработники, усмотревшие насилие – психическое, физическое или экономическое. Зачастую речь идет о семьях мигрантов, в том числе из России. Сами решения имеют – порой непреднамеренно – дискриминационный характер, и если их нельзя отменить, когда допущена ошибка, то это может привести к человеческим трагедиям. Между тем в ассамблее отметили, что порой из-за медленного реагирования жизнь и здоровье ребенка подвергаются реальной опасности. В настоящее время в России, как и в Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Литве, Польше, Португалии и Румынии, изымается до 1,7% детей.

В 2012 году депутат Госдумы РФ Алексей Пушков и его коллеги по ассамблее в ходатайстве в Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) заявили еще раз о необходимости изучить ситуацию с изъятием детей из семей. В начале 2013 года Ольга Борзова, зампредседателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, была назначена докладчиком и в январе этого года ее доклад был принят на комитете по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию ПАСЕ.

По результатам обсуждения ПАСЕ приняла декларацию по изъятию детей из семей. Странам предлагается минимизировать случаи перемещения детей, в том числе избавиться от предрассудков при принятии решения, но при этом быть бдительными и не допустить трагедии, если жизни ребенка угрожает опасность.

В итоге ассамблея предлагает всем государствам-членам Совета Европы выносить решения об изъятии, размещении на попечение и возвращении в семью опираясь в первую очередь на интересы ребенка. При этом мнение детей должно учитываться в соответствии с их возрастом и уровнем зрелости. Специалисты соцопеки не должны принимать решения исходя из собственных представлений.

Рекомендации ассамблея направит в комитет министров Совета Европы, который объединяет представителей всех 47 стран-членов и принимает решения на политическом уровне. Он должен рассмотреть в течение нескольких месяцев эту рекомендацию и вынести соответствующее решение или предпринять другие меры.

Комментарии