Евгений и Марина, основатели школы программирования «ProGame», делятся практическим опытом и рассказывают о причинах, побудивших их открыть школу дополнительного образования для детей в области программирования, о специфике своей работы и трудностях, с которыми пришлось столкнуться.
Каждый родитель мечтает дать своему ребенку только лучшее. Для нашей семьи реализация таких мечтаний была осложнена тем, что наш ребенок – инвалид по слуху. Поначалу было большой проблемой найти то, что ему будет интересно и не вызовет практических сложностей при выполнении. Перебрав несколько вариантов, мы остановились на программировании, тем более что он сам проявлял склонность к точным наукам. Подходящих нам кружков мы не нашли - они либо обеспечивали поверхностный уровень знаний, либо не относились к данной тематике. По этой причине в образовательных вопросах нам пришлось разбираться самостоятельно. Сперва, конечно, было очень трудно - пришлось набить немало шишек и столкнуться с массой неожиданных вопросов, которые нельзя предвидеть заранее. Однако, осознав со временем, насколько актуальным и нереализованным является данное направление, мы решили пойти дальше и превратить идею в бизнес.
На начальном этапе пришлось сделать немало. Мы изучали различные компании и методики, которые они предлагали, для разработки курса привлекали методистов и специалистов в области IT. Наш ребенок и его друзья стали нашими первоиспытателями – изначально новые курсы тестировались на них. Когда стало понятно, что детям это по душе, мы нашли помещение и запустили бизнес.
Сейчас наша школа позиционируется как лаборатория программирования. Основные навыки, которые получают наши ученики – представление об IT-технологиях, которое подается в соответствии с их возрастом и способностями.
Занятия у нас проводятся раз в неделю, продолжительность – 2 академических часа. Все программы подстроены под возраст. Дети изучают много языков программирования, которые меняются раз в три месяца. После окончания каждого блока обучения ученики готовят самостоятельный проект для презентации. Блоки независимы друг от друга, ребенок может выбирать, что именно учить. Отдельно разработана стратегия обучения для тех, кто пропустил занятие по какой-либо причине. Это бесплатный урок в другой группе, личная консультация преподавателя онлайн. Помещение для занятий искали сами, при их подборе учитывались такие факторы, как эстетика, удобство расположения для родителей, плотность населения района.
Наша целевая аудитория формировалась на основании разных факторов. Сегодня в ней представлены различные категории детей. Мы стараемся поддерживать стремления к знаниям у всех, поэтому предоставляем скидки для многодетных и детей-инвалидов. Главным в нашей целевой аудитории является тот фактор, что родители сами заинтересованы в развитии своих детей. Почти все наши ученики посещают и другие кружки, не связанные с нашим профилем. Занимаются у нас в основном хорошисты и отличники.
Определение целевой аудитории – важный этап для бизнеса. Мы проводили маркетинговое тестирование. Для полноценного анализа пока не хватает средств. Чтобы заявить о себе, начали с уроков профориентирования в школах и детских садах, основная часть наших первых учеников пришла оттуда. Основная проблема при приеме – неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей. В большинстве случаев родители считают, что их ребенок способен на большее, меньше тех, кто думает, что их чадо не справиться с программой и ему будет слишком сложно. Мы стараемся конструктивно подходить к проблеме, разговариваем с родителями, проводим профориентирование, но поначалу было непросто убедить мам и пап, что их ребенок должен заниматься именно в этой группе, а не в той.
Возраст учеников самый разный – от 5 до 17 лет. Первая группа создавалась для детей 13-16 лет, чуть позже набрали группу 10-12 лет, которая сейчас основная. Где-то треть наших учеников составляют дети 8-9 лет, девочек в группах около 30%, но с каждым годом эта цифра растет. Мы принимаем всех детей, с каждым проводится первичное тестирование, по результатам которого определяем группу.
Для рекламы образовательных услуг школы у нас есть маркетолог, стараемся следить за тенденциями, охватываем соцсети, даем рекламу в Яндекс.директ, Google. Не сбрасываем со счетов и классические способы – например, расклеиваем объявления.
Основной критерий отбора преподавателей для обучения детей – знание предмета. В основном у нас работают студенты или выпускники технических вузов. Большой плюс, если они умеют ладить с детьми и знают, как найти к ним подход, подрабатывали репетиторами или вожатыми летом. Нам важно, чтобы преподаватель разговаривал с учениками на одном языке. Просто изложить материал и уйти домой – это не про нас. Большинство наших учителей – мужчины. Обязательное требование к кандидатам – наличие образования в области программирования, желателен и педагогический опыт.
Мы практикуем внутреннюю систему обучения, сами проводим первоначальный инструктаж по педагогике, в качестве испытательного срока – пробные уроки. Проблема поиска преподавателей достаточно актуальна для школы, очень сложно сегодня найти человека, который бы хорошо владел хотя бы одним языком программирования и имел практический опыт, при этом умел работать с детьми. Многие айтишники – замкнутые люди, они могут быть первоклассными специалистами, но без навыков общения с детьми у нас никуда. Диплом не важен, если у человека имеются действительно глубокие знания предмета или врожденный дар. Наличие «корочки» условно, но мы не возьмем на работу тех, кто не умеет за собой следить и говорить правильно, не обладает требуемой компетенцией или нездоров.
Рынок дополнительного образования детей в сфере программирования сегментирован по углубленности. Одни курсы позволяют глубоко изучить какие-то конкретные направления, другие, к которым относится и наша школа – дают не такие глубокие, но зато обширные знания. Такой подход, на наш взгляд, более актуален – ученик имеет возможность познакомиться со всей областью, чтобы потом выбрать для себя то, что пришлось по душе.
В перспективе мы планируем разработку курсов по углубленному изучению отдельных языков. На это сейчас имеется спрос, особенно в отношении обучения на реально работающих проектах. Со стороны родителей нет сфер, которые востребованы в большей или меньшей степени, так как обычно они этим не интересуются, поэтому не выделяют приоритеты, если, конечно, сами не работают программистами.
Школы мы изначально рассматривали как базу для привлечения клиентов. Созванивались, договаривались о проведении уроков профориентирования. С 546 школой мы сотрудничали в техническом плане – разрабатывали для них мобильное приложение в рамках их инновационной образовательной программы. Финансирование проекта было нашим, обучение учеников школы проходило бесплатно. В итоге приложение было написано, все получили то, что хотели: школа – реализовала инновационную программу, под которую выделялось финансирование, мы работали больше на имидж. Из вузов мы сотрудничаем с ИТМО, отправляем к ним учеников на профориентационное тестирование.
В работе со школами есть немало нюансов и сложностей. Основная – необходимость лицензирования для работы на коммерческой основе. Получить лицензию непросто, слишком много условностей и требований. Директора школ настроены позитивно, открыты к сотрудничеству. Некоторые наши франчайзи пытаются открыть в школах кружки, но опять же, все проблемы упираются в лицензию. Хотелось бы, чтобы государство было более гибким в этом вопросе. Преподавание информатики в школах очень сильно отстает от современных знаний в этой области, но модернизировать их пока можно лишь на общественных началах.
Франчайзингом мы занимаемся не так давно. На данный момент им охвачено 10 городов, 2 франчайзи работают в Санкт-Петербурге и области. Обучение программированию сегодня достаточно востребованное и перспективное направление. В основном франшизу приобретают состоявшиеся люди, у которых имеется свой бизнес в образовании – ментальная арифметика, робототехника, скорочтение. Своих партнеров мы поддерживаем во всем, делимся практическим опытом, так как сами прошли аналогичный путь с нуля, можем рассказать немало полезного. Мы контролируем преподавателей, проводим с ними собеседования, участвуем в выборе помещений для обучения. Пока коммерческий франчайзинг не обладает большой выгодой, на него приходится тратить немало времени и сил, но это интересный опыт для развития.
Оглядываясь назад, мы с радостью понимаем, что все трудности, которые мы преодолели за эти годы, были не напрасными. Мы сумели не только помочь своему сыну не замыкаться в себе, найти свое призвание и реализоваться как личность, но и помочь сотням детей приобрести полезные навыки, сделать первые шаги в мире информационных технологий.
Комментарии