Новые школьные методики обучения предполагают, использование планшета будет начинаться в самых ранних классах. Рано или поздно "продвигатели" планшетов добьются своего, и родители будет покупать планшет даже первоклашкам. Какие то плюсы у этого гаджета, конечно, есть. Но не забываем, что планшет предполагает гораздо большую зрительную нагрузку на ребенка. И все мы прекрасно “видим”, что количество маленьких очкариков все растет и растет. Двадцать лет назад миопия начинала одолевать ребят в средней школе, теперь уже и дошкольники сплошь и рядом получают себе эту напасть. Понятно, что эти дошкольники получили миопию не с потолка - как правило, эти дети очень много времени проводили за планшетом, телефоном или другим монитором (конечно, есть и другие факторы).
По результатам диспансеризации в Екатеринбурге снижение зрения зафиксировано у 8% первоклассников, в четвертом классе таких ребят уже 11-12 процентов, в 9-м - 18. К окончанию школы от 25 до 33 процентов подростков имеют проблемы со зрением, из них 70 процентов - близорукие. Особенно много очкариков в школах повышенного статуса.
Эволюционно глаз создавался, чтобы смотреть вдаль. Мы его планомерно приучаем, чтобы смотреть перед собой, и довольно успешно это делаем. Чем ближе расстояние до рассматриваемого предмета, тем сильнее вытягивается глазное яблоко. Маленький человек, играя с планшетом, постоянно держит глазные мышцы в напряжении. Но его глаза еще не созрели для таких нагрузок. И детский орган зрения формируется неправильно.
В любом случае, дети тянутся к современной технике, стараются и производители, делая аппараты все более удобными, и оторваться ой как сложно. И взрослые этим пользуются: чтобы покормить, дают телефон, чтобы малыш не отрывал маму от домашних дел, суют в руки планшет.
Школьники стараются не расставаться со своими гаджетами, умудряясь одновременно делать реферат на компьютере, висеть в соцсетях на планшете и писать СМС-ки на смартфоне. Проблема близорукости приобрела масштаб бедствия.
Во многом это связано с тенденцией раннего развития детей. Да, надо развивать мелкую моторику, учить малыша читать, но при этом следить за расстоянием от глаз до предмета. Оно, как известно, должно быть не менее 35-40 сантиметров, Можно, но очень ограниченное время. И лучше хотя бы пользоваться компьютером: у него большой экран, который можно отодвинуть на достаточное расстояние.
Непосильные нагрузки на детские глаза далеко не всегда оправданы благими помыслами. Часто они спровоцированы модой или другими социальными стереотипами (когда детсадовцу покупают смартфон или игровую приставку "не хуже чем у других"), а то и просто родительской ленью.
Негативно влияют на формирование зрительной мышцы и другие факторы: гиподинамия, неправильное питание. Еще одна немаловажная причина нарушений зрения - наследственная предрасположенность. Если у одного или обоих родителей близорукость, они должны знать, что риск передать ее ребенку - соответственно 25 и 50 процентов. При этом болезнь разовьется у него быстрее, чем у мамы и папы, - предостерегает главный детский офтальмолог города. - Родители могут передать ребенку слабую склеру (особое строение ткани), слабую аккомодационную мышцу. При этом нужно обратить внимание на сутулость или плоскостопие - они могут говорить о дисплазии соединительной ткани. Склера - это тоже опорная ткань, и она не может быть слабой в одной части тела и сильной в другой. Следовательно, ребенок предрасположен и к развитию близорукости. При высокой нагрузке она может проявиться очень рано.
В статье использованы материалы РГ ("Неделя" - Урал)
Продолжение следует..
Комментарии