Мифы о детях-мигрантах

Рубрика: Школа

Мифы о детях-мигрантах

- О, эта школа азербайджанская (дагестанская, киргизская)... - судачат тетушки на лавочках. Для родителей, которые ищут для своего чада приличное учебное заведение, такие слова как приговор. Но вот вопрос: а что на самом деле стоит за такой формулировкой? Много ли в России школ, в которых большинство детей из семей мигрантов? И какова обстановка в классах, где учатся приезжие?

Вопросы в общем-то банальные. И ответить на них надо было бы уже давно.

Но, оказалось, серьезные исследования на эту тему проведены впервые. Недавно опубликованы их результаты. Не полные, к сожалению. Эксперты ВШЭ исследовали ситуацию в нескольких регионах, где получилось договориться с местными чиновниками. Это Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Псков, Томск и Томская область. В Москве ситуация сложнее, поэтому изучить обстановку не удалось.

Собранные учеными материалы ожидаемо развенчивают большинство мифов, сложившихся в последние годы.

Мифы о детях-мигрантах

МИФ 1:  В классах половина учеников из «понаехавших»

- Я часто слышал от учителей про конфликты на национальной почве и попытался найти такие истории, своими глазами все увидеть, - рассказывает Даниил Александров, один из авторов исследования, зав. научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ. - Например, мол, есть азербайджанская школа в Подмосковье, русских там почти нет. Приходим туда - а там азербайджанцев и в помине нет! Учителя смеются: все выпустились! Оказалось, в этом поселке когда-то давным-давно поселились азербайджанцы, у которых дети были одного или близкого возраста. Когда они пошли в школу, то в каких-то классах их было много. И такая волна создавала впечатление, что во всей школе половина азербайджанцев! Но это было 11 лет назад! В других наборах такого не было. Обычная подмосковная школа. А легенда осталась.

Примерно такая же ситуация и в других школах, о которых исследователям рассказывали, снабжая описание соответствующим прилагательным. Ученые - люди въедливые. Они по всем адресам проехались. Вывод: слухи и реальная обстановка в школах почти всегда расходятся!

- В УФМС нам говорили - конфликты с приезжими учениками есть, - продолжает Александров. - Решили найти. Вместе с УФМС и чиновниками от образования подняли статистику, прошерстили все вдоль и поперек - и ничего не нашли!  Даже и в Люберцах, Мытищах, Котельниках. То есть именно там, где предпочитают селиться гастарбайтеры. Конфликты между взрослыми случаются. В школах напряженной межнациональной обстановки нет. 

Мифы о детях-мигрантах

МИФ 2:  Между местными и пришлыми детьми - культурная пропасть

Ученые выяснили: проблемы чаще всего вызваны больше культурными, чем национальными различиями.

- Бывает так, что ребенок из-за переездов теряет год или больше учебы, - приводит пример Даниил Александров. - И вот 19-летний парень сидит в 11-м классе. Но культурные нормы его народа требуют, чтобы он в этом возрасте работал. А здесь он должен слушать учительницу не сильно старше себя!

Часто такие дети бросают школу. Но вовсе не потому, что глупые и доучиться не могут.

- Дети трудовых мигрантов уходят из школы работать в авторемонтной мастерской вместе с родственниками, - объясняет исследователь. - Или школу бросает девочка, которой в 16 лет уже положено выйти замуж либо сидеть дома и помогать по хозяйству. Ей стыдно сидеть за партой и получать двойки!

Мифы о детях-мигрантах

МИФ 3:  Новички не знают русского языка

Другая причина, по которой недолюбливают детей мигрантов, - это незнание русского языка. Исследование подтвердило: для 10 процентов подмосковных школьников русский язык неродной. Но это не значит, что дети вообще на нем не говорят!

- Уровень освоения языка приезжими очень высок. Особенно у выходцев с Кавказа и Средней Азии, - приводит данные Даниил Александрович. - 99 процентов этих детей приехали с территории бывшего Советского Союза. Их бабушки и дедушки учились, служили и путешествовали по всему СССР, они говорят по-русски! Поэтому серьезного языкового барьера нет. Это не Амстердам, куда приезжают марокканцы, в семьях которых старшие поколения знают лишь свой вариант арабского! 

Более того, ребята активно учат русский язык. И родители их в этом очень поддерживают.

- Я как-то спросил одну азербайджанскую маму: сколько бы вы хотели, чтобы было азербайджанцев в школе? - вспоминает эксперт. - Она сказала: лучше бы поменьше! Мигранты хотят интегрироваться, несмотря на то, что пытаются сохранить национальную идентичность. Дети обособляются просто на основе того, что они этническое меньшинство. Не азербайджанцы тусуются с азербайджанцами, а армяне с армянами. Наоборот, армяне и азербайджанцы будут кучковаться вместе, несмотря на тлеющую войну в Нагорном Карабахе. И только к старшим классам дети с удивлением обнаруживают, что им дружить «нельзя».

Мифы о детях-мигрантах

МИФ 4:  Они не хотят учиться

Еще одно убеждение, которое опровергли исследователи, - это то, что дети гастарбайтеров не желают учиться. Наоборот, у приезжих школьников мотивации больше, чем у местных!

- Тут влияет не столько язык, сколько статус мигранта, - считает Даниил Александрович. - Те же школьники, приехавшие в Москву из Сибири, тоже более мотивированы учиться, чем дети из Подмосковья, семьи которых прожили здесь три поколения. Не потому, что местные дети глупее! Просто у людей, приехавших издалека, больше установка на достижение благ через труд.

Большинство ребят поступает в вузы.

- У них престижные профессии - врач, юрист, прокурор, силовик, - объясняет ученый. - Ребята находятся в ситуации неуверенного в себе меньшинства. Поэтому они выбирают социально значимые профессии, которые помогут им занять важное место в обществе.

Мифы о детях-мигрантах

ИТОГИ

Конечно, судить о ситуации в стране по материалам одного небольшого исследования бессмысленно. Главное, что зацепили эксперты в этом исследовании, - подтверждение, что страхи насчет приезжих сильно преувеличены и почти всегда не обоснованны.

Мифы о детях-мигрантах

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

- Учителя сейчас проходят специальную подготовку для работы с детьми приезжих. Это может быть магистратура, где студенты получают дополнительные знания по культурологии и этнографии, учатся преподавать русский язык как иностранный. Но магистратура менее популярна, потому что такие компетенции должны быть у каждого учителя.
Есть и отдельные курсы повышения квалификации для педагогов. Они необязательные. Директор школы отправляет на них по ситуации - если в классе много детей приезжих и учителю нужна дополнительная подготовка, чтобы работать с ними.
Современные федеральные стандарты образования и ЕГЭ не учитывают культурных и других особенностей приезжих. Сдача ЕГЭ нужна, чтобы подтвердить возможность освоить вузовскую программу. Раз учеба идет на русском языке, его нужно знать на хорошем уровне. Я считаю, это правильно - и международные экзамены типа TOEFL по английскому языку устроены так же.

Источник:  https://www.pskov.kp.ru/daily/26410.4/3284559/

Об исследовании по межнациональным вопросам в Псковской области можно прочитать здесь:

Комментарии