Термин «гиперактивность» появился в медицинской практике не так давно. Впервые упоминание об очень активном, непоседливом ребёнке можно найти в научной литературе конца 19 века. Через сто лет наблюдаемые симптомы получают своё современное название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или сокращенно СДВГ. Исследователями гиперактивности было замечено, что явление начало набирать силу с начала прошлого века, что подтверждалось свидетельствами работников детских дошкольных и школьных учреждений и, конечно, родителями.
Наиболее ярко синдром гиперактивности проявляется у детей в возрасте 6-11 лет. 6-7 лет очень непростой период, впереди очередной возрастной кризис семи лет, когда кардинально меняются приоритеты в жизни ребёнка, появляются тяга к познанию окружающего мира и усвоению новой информации. Многие детишки с 6 лет вступают на порог школьной жизни. Как же в этот бурный период не упустить начало проблемы? Порой это задача не под силу даже школьному психологу.
Когда родителям стоит задуматься о том, просто ли у вас непоседливый, жизнерадостный, активный ребёнок, или же его сверхактивность вызвана неправильной работой головного мозга. Медицинский диагноз может поставить только педиатр или невролог после проведения необходимых обследований и тестов. Как правило, обращение за врачебной консультацией требуется ребёнку с различными невротическими симптомами и стойкой дезадаптацией к школьной жизни. В поведении это отражается таким образом:
1)ребёнок постоянно находится в чрезмерном движении, суетлив, крутится, не в состоянии усидеть на одном месте, часто страдает неразвитостью мелкой моторики, быстро говорит, проглатывая окончания слов;
2)ему трудно сосредоточиться на учебном задании, допускает много ошибок в письме, не поддающихся исправлению, плохо обучается чтению и счёту, постоянно вступает в отвлеченные разговоры, рассеян, неорганизован, часто не может найти свои вещи, информацию усваивает поверхностно, отличается почти полным отсутствием самоконтроля;
3)вступает в конфликты с одноклассниками и учителями, не соблюдает некоторые общепринятые нормы;
4)могут проявляться различные болезненные симптомы — головная боль, повышенная тревожность, беспокойный сон, боль в животе и т. п.
Тем не менее, дети с гиперактивностью часто имеют интеллект, соответствующий их возрастной категории, и даже среди них немало индивидуумов, обладающих незаурядными способностями.
Требует ли гиперактивность лечения
Как правило, СДВГ требует психологической коррекции, физиотерапевтических процедур и медикаментозного лечения, назначаемого врачом. Одновременно ребёнку будет рекомендована диета, исключающая некоторые продукты, в основном, содержащие консерванты и красители, рафинированные сахара.
Во-первых, гиперактивному ребёнку надо создавать условия в течение дня выплеснуть свою избыточную энергию в физических упражнениях. Рекомендуются длительные прогулки, бег. Подвижные игры со сверстниками на этапе лечения не желательны, так как вызывают перевозбуждение нервной системы. По этой же причине следует ограничить просмотры телевизора и общение с компьютером. Во-вторых, надо помнить, что такие дети нуждаются в четкой постановке задачи. Причем, сложные задания лучше разбить на этапы и контролировать их последовательное выполнение, при этом отслеживая с ребёнком временные интервалы. Не допускайте нервного переутомления. В-третьих, если вы хотите что-то запретить ребёнку, обязательно доходчиво объясните причины, чтобы не вызвать внутреннего протеста и агрессии. По возможности, предложите другие варианты, альтернативную замену.
Другие статьи по этой теме:
Какие качества личности важны для успешного обучения
Трудности первого года обучения в школе
Комментарии