Что такое “готовность ребенка к школе”? Чтение

Рубрика: Школа

Психологическая готовность

В возрасте 6-8 лет ребенок обязан пойти в первый класс школы. Родители гадают, готово ли их чадо к обучению? “Мой ребенок так хорошо развит”, - значит в школе не будет проблем, это тоже часто встречающееся мнение. Совпадет ли “готовность ребенка к школе” с тем, что он “хорошо развит”?

Психологи считают: между “развитостью” и “готовностью” - огромная разница. Есть вундеркинды и развитые не по годам детям, пишущие с пеленок, или прекрасно считающие с двух лет. Однако трехлетний малыш не обладает необходимыми данными для того, чтобы пойти в школу, то есть самостоятельно обучаться, решать логические задачи, концентрироваться достаточно длительное время, да и просто посидеть 30 минут без движения. То, что ребенок гений и уже решает квадратные уравнения — еще не показатель готовности к школе.

Мнение очень многих специалистов таково: если нет особых причин, чтобы ребенка отправить в школу с 6 лет, тогда начало учебы в школе надо оттянуть как можно больше. При этом, чем позже ребенок пойдет в школу, тем легче ему будет учиться. В начале школьного пути главная задача ребенка – приобрести способность учиться. Это гораздо легче сделать, когда ребенок старше и готов постепенно войти «во взрослую» жизнь.

Сделаем вывод: Возраст первоклассника определяется далеко не только по умственному развитию, а еще и по психологической готовности, интеллектуальной и лично-социальной готовности ребенка к школе.

Сколько должен читать первоклассник?

Этот вопрос мучает многих родителей. Если речь о про вчерашнего детсадовца, который 1 сентября впервые пойдет учиться, то он никому ничего не должен. Ни писать, ни знать таблицу умножения, ни тем более читать. Все это входит в школьную программу первого класса. Более того, если ребенок все это умеет, то у него все шансы заскучать и потерять интерес к учебе. В Европе, например, первоклашка должен знать только алфавит, про цифры и письмо речь не идет. А американских педагогов интересует преимущественно, насколько часто родители проводят время с детьми, посещают детские парки и проч. Про формальные вопросы скорости чтения и познаний мира у ребенка родителей американского первоклассника спрашивать не будут.

В РФ некоторые школы ввели для детей вступительные экзамены. Но по закону они запрещены. В престижную гимназию, ребенка, впервые видящего буквы, навряд ли возьмут. Что спрашивают с его российского ровесника? Счет от 1 до 20 и в обратном порядке, знать название фигур вплоть до ромбов и параллелограммов, различать деревья по плодам и листьям и прочее.

Теперь поговорим о первоклассниках в конце года. Здесь речь уже о нормативах. Причем в федеральных государственных стандартах скорость чтения не прописана. Дословно: «В результате изучения литературного чтения ученик должен… читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости)».

Однако нормативы техники чтения можно найти в программе, по которой проходят занятия в школе. Например, в традиционной программе «Школа XXI века» указано, что к концу первого класса ребенок должен читать 30 слов в минуту. В других программах можно найти цифру в 40 слов. Не многим меньше, чем мы, родители, читали в свое время. Все, наверное, помнят песочные часы и рубеж в 47 слов, которые нужно было преодолеть, пока они идут.

Стоит учитывать и направленность класса или особенности ребенка. К ученику коррекционного класса предъявляются требования на порядок ниже требований к ученику гимназии.

А что, если ребенок читает меньше? Оценки в первом классе не ставят. Учитель лишь делает пометку: «справился — не справился». Принципиально, чтобы первоклассник понимал текст, воспринимал его и мог пересказать смысл. При определении результата учитываются:

  • как был прочитан текст: по слогам или ребенок мог сразу воспроизвести слово,
  • наличие ошибок при чтении,
  • выразительность,
  • осознанность,
  • количество слов в минуту.

Скорость чтения у ребенка постоянно проверяется. После каждой четверти, начиная со второй, делаются замеры. Но более приоритетным критерием все таки является правильное произношение слов, нежели скорость. К завершению третьей четверти скорость должна увеличиться — до 30-35 слов в минуту, а к окончанию первого класса — до 40. Ребенок должен читать не по буквам и слогам, а уже словами.

Хотелось бы отметить вот что: школа, безусловно, научит ребенка читать; однако привить любовь к чтению скорее сможет семья, чем школьный учитель. Если ребенок видит своих папу - маму за чтением, то это лучший пример для ребенка начать самостоятельно читать, что приведет в конце концов к потребности, и перед ребенком откроется удивительный мир прозы и стихов.

С другими статьями этого цикла можно ознакомиться по этим ссылкам:

  1. Уроки первоклассников - что это такое
  2. Готовим ребенка к школе: вопрос возраста
  3. Готовим ребенка к школе: формальные вопросы
  4. Адаптация ребенка к школе
  5. Подготовка к школе по отдельным предметам
  6. Трудности первого класса

Комментарии