Допобразование в России: 3D - видение

Рубрика: Занятия

В начале года в высшей школе экономики прошёл семинар “Актуальные исследования и разработки в области образования”, в рамках которого был прочитан доклад “Дополнительное образование 3D”, подготовленный Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. “Объёмный вид” эта картина приобрела благодаря тому, что освещали её с трёх ракурсов – глазами родителей обучающихся, руководителей и педагогов организаций допобразования. Представим здесь наиболее интересные моменты из этого доклада.

Куда ходят дети. Возраст

Больше всего дошкольников “обитает” в негосударственных учреждениях ДО, максимальное количество учащихся начальных классов наблюдается в бюджетных учреждениях, их друзья постарше чаще всего посещают казённые учреждения, а старшеклассникам “приглянулись” госучреждения.

Было отмечено, что наблюдается чёткая взаимосвязь между уровнем образования родителей и возрастом их детей, в котором те начинают посещать учреждения допобразования: чем взрослые “умнее”, тем раньше они отдают своих чад во всевозможные кружки и секции. Этот фактор находит отражение и в том, какие именно кружки посещает ребёнок. Например, английский язык более всего приглянулся детям тех, у кого за плечами одно, два или более высших образований. Любопытная закономерность: чем выше уровень образования мамы, тем более вероятно, что в этой семье дети будут посещать художественные и музыкальные школы, заниматься искусством. Папино же образование в данном случае роли не играет.

Кадры решают

Кадрового обеспечения системы ДО разное в зависимости от типа: казённое (КУ), бюджетное (БУ) или автономное (АУ). Наиболее “образованные” (то есть имеющие высшее образование) педагоги работают в АУ, а наименее – в КУ. Та же закономерность касается, возраста работников и размера их зарплат: в АУ работают самые молодые и обеспеченные, в казённых же ситуация прямо противоположная. АУ также отличаются самой высокой динамикой роста, однако в этих учреждениях самая высокая стоимость образовательных услуг. Возможно, потому работники автономных учреждений наиболее стрессоустойчивые и уверенные в завтрашнем дне – в отличие от своих коллег из казённых и бюджетных учреждений.

В системе ДО почти четверть педагогов (24%) – совместители. Для сравнения: в вузах количество совместителей составляет 11,5%, в учреждениях СПО – 10,8%, в школах – лишь 6%. А вот откуда приходят эти совместители? Исследование показало: 26% из них работают в школах, 23% - в других учреждениях допобразования, 17% приходят из других образовательных учреждений, 3% - вузовские работники.

Таким образом, теперь точно известно, что вузовская интеллигенция и сотрудники НИИ не работают в ДО и не передают свои знания и умения массам, продвигая достижения научно-технического прогресса.

Неутешительными оказались и данные о взаимосвязи между стажем работы, нагрузкой педагогов ДО и их стремлением повысить свою квалификацию. Собственно, закономерность тут вполне предсказуемая: чем выше стаж, тем выше нагрузка, подавляющее большинство преподавателей и воспитателей допобразования имеет 1,8-2 ставки. Однако, что желание заниматься самообразованием при этом падает.

Зарплаты

В плане ведомственной принадлежности, самые высокие зарплаты в учреждениях, находящихся “под крылом” Госкомспорта, наименьшие – там, где “хозяином” является Минобрнауки. Возможно, это связано с тем, что в первых наиболее велика доля внебюджетного финансирования, а вторые слишком зависимы от государства.

Интересный пункт опроса – “Прогноз педагогических работников системы ДО на ближайшие 2-3 года”. В ходе исследований выяснилось, что более половины респондентов самым важным считают стабильность. Иными словами, главное ожидание – “чтобы ничего не менялось”, причём это касается профессионального роста, карьеры, смены профессии и т.д. Но не денег. Ожидаемый уровень зарплаты педагогов системы ДО в два раза выше реального “довольствия”: получая, в среднем, пятнадцать тысяч рублей, они мечтают о тридцати двух, но при этом 84% из них не собираются ничего менять в своей жизни, уходить на другое место или получать другое образование. И это тоже понятно - куда пойдешь то? Где на Руси жить хорошо?

Допообразование - место для творчества

Известно: система допобразования – место не денежное. Что же удерживает тех, кто в ней всё-таки остался? На первом месте – творческий характер работы (47,8%), на втором – возможность общения с детьми (37%), на третьем – гибкий трудовой график (31%). При этом творчество и самореализация гораздо важнее для городских жителей, а вот те, кто живёт и трудится на селе, на первый план выдвигают социальные гарантии – пенсии, отпуск, льготы и пр.

Статья подготовлена по материалам “Учительской газеты”

Связанные новости

Найти свой приоритет в научно-техническом развитии Найти свой приоритет в научно-техническом развитии 24 июня состоялось заседание Президентского совета по науке и образованию в Кремле. Президент Росси Невель, 26.06.2015 Доп. образование в России и БРИКС - что общего? Доп. образование в России и БРИКС - что общего? Сегодня около 65% детей школьного возраста охвачены системой дополнительного образования... 24.11.2015 Детский хоккейный турнир Детский хоккейный турнир "Всегда первый" в Ледовом С 27 по 29 ноября в Ледовом дворце пройдут матчи детского хоккейного турнира «Всегда первые!» Псков, 25.11.2015

Комментарии