Вход Регистрация

Какие качества личности важны для успешного обучения

Рубрика: Школа

Давайте разберемся, какими качествами должен обладать здоровый ребёнок, чтобы его обучения в начальной школе протекало успешно. С точки зрения практикующего психолога, необходимо проводить подробную диагностику в четырёх направлениях: память, внимание, мышление и воля. Именно свойства этих компонентов личности формируют способности ребёнка к усвоению школьной программы.

Внимание

Внимание рассматривается лишь как функция контроля за протекающим психическим процессом. Важно учитывать, что у первоклассников слабо развито произвольное внимание, на практике это выражается в том, что сосредоточенно заниматься одним делом они могут в среднем 10-20 минут, в старших классах объём внимание увеличивается до 50 минут. Поэтому важно, чтобы на начальных этапах обучения учитывался этот интервал времени, и постепенно развивалась волевая сфера, влияющая на устойчивость внимания. Недостаток последнего может быть вызван особенностями нервной системы, темперамента, состоянием здоровья на данный момент. Объективные причины хорошего удержания внимания — новизна, красочность, сложность содержания деятельности и т. д. Чем интересней процесс, тем дольше на нем может сосредоточиться ребёнок, поэтому так важно при обучении на начальных этапах использовать игровую деятельность. Неспособность сосредоточиться на одном виде деятельности, или рассеянность, может быть вызвана перегрузкой мозга новой информацией, несущей различные эмоциональные переживания. Поэтому для первоклассника очень важно соблюдение режима дня, дозирование развлечений, как то телевизор, походы в кинотеатры и на другие мероприятия. Родителям следует обратить внимание на то, что посещение множества кружков и секций также может спровоцировать рассеянность и отсутствие полноценной сосредоточенности на какого-то рода деятельности.

Память

В основе обучения, несомненно, лежит память как важнейший познавательный процесс, определяющий единство личности человека. С переходом к школьной жизни резко увеличивается поток информации, которую должен переработать и усвоить первоклассник. Для этого младшему школьнику необходимо уметь структурировать и запоминать новый материал. Почти во всех школах для этого широко используется процесс повторения, однако существенную помощь здесь могут оказать приёмы мнемотехники, которым почти не уделяют внимание.

Мышление

Мышление, по мнению психологов, является высшим психическим творческим познавательным процессом, рождающим новый качественный продукт — идею. По типу восприятия и мышления детей условно можно разделить на три группы:

1) практики - лучше усваивают конкретный материал;

2)мыслители - тяготеют к схемам, таблицам, алгоритмам;

3)художники - им свойственно воспринимать интересно поданную, красочно оформленную информацию.

Следует также учитывать, какой канал восприятия и сохранения информации для ребёнка является ведущим — зрительный, слуховой или кинестетический. В младшем школьном возрасте целесообразно задействовать сразу три, таким образом, информация одновременно поступает в визуальной, аудиальной формах и параллельно ребенок задействует свой кинестетический аппарат — пишет или повторяет движения.

Воля

Развитость эмоционально-волевой сферы личности является одним из определяющих качеств готовности ребёнка к школе. Очень важно, чтобы младший школьник был эмоционально-стабилен, активен в постановке самостоятельных задач и в достижении результата. Отсутствие волевого самоконтроля отрицательного влияет на успеваемость ученика. Школьное обучение требует от ребенка достаточно высокого уровня поведенческой организованности, чем это было на предыдущем этапе детства.

Подводя итоги, можно сказать, что для успешного усвоения школьной программы ребенком, необходимы индивидуальные качества личности такие, как развитые внимание, память, мышление, волевой самоконтроль, соответствующие его возрастному уровню.

Другие статьи по этой теме: Трудности первого года обучения в школе

Связанные новости

Выясняется уровень цифровой грамотности школьников Выясняется уровень цифровой грамотности школьников Цель исследования - провести замеры уровня цифровой грамотности российских школьников. Великие Луки, 24.11.2015

Комментарии