Активные системы обучения. Часть 3

Рубрика: Школа

В последней статье я подошел к описанию активных методик обучения. Их суть в том, чтобы помочь ученику самому взять знание (при помощи учителя), в отличие от традиционного (пассивного) метода, когда учитель “кладет” знание в голову ученика. Но чтобы ученик “взял”, он должен заинтересоваться предметом, в голове ребенка должна возникнуть искра, эмоциональный заряд, который позволит не только изучить тему и сдать зачет, экзамен, тест, но и (творчески) развить ее. Какие системы обучения шли в этом направлении? Расскажем о двух - роджерианской и коммунарской.

Роджерианство

Первая - система Карла Роджерса (Роджерианство) - создателя "гуманитарной психологии". Он считал, что большинство предметов, изучаемых в школе, не будут усвоены учеником потому, так как они не актуальны и не интересны для него. Поэтому Роджерс рекомендовал дать ученику заниматься тем, чем он сам захочет, педагог же должен выступать как помощник. К нему ученик обращается за советом, за недостающей информацией и т.п. Только тогда учитель что то предлагает, советует. Цели, пути их достижения, выбор объёма и глубины знаний по тому или иному предмету осуществляет сам ученик. С точки зрения Роджерса, не должно быть экзаменов, только “вступительные" - для поступления в высшее учебное заведение или получения должности. Экзамен сдается на соответствие требованиям, которые определяет само учебное заведение, работодатель или государство.

В чистом виде роджерианский метод нигде не используют, но некоторые педагогические концепции (например, "парк-школа", а также ряд систем внешкольного образования представляют собой его модификации.

Коммунарская система

Этот способ довольно близок к вышеописанному. Педагог здесь сперва заинтересовывает ученика, ловит его на крючок, предлагая какую-то заманчивую цель - например, изготовление лампочки, постройку самолета, экспедицию за снежным человеком или поиск инопланетных цивилизаций. Когда же ученик загорается идеей, ему говорят, что для достижения этой цели придётся выучить то-то и то-то, а также овладеть новыми навыками или придумать множество вещей самостоятельно. При этом поощряется самостоятельная работа ученика, направленная на достижение цели, поиск им альтернативных способов ее достижения. Простейший пример использования коммунарской технологии: родители читают ребёнку интересную книгу, но на самом интересном месте прекращают чтение и говорят: "Если хочешь узнать, что было дальше, научись читать сам." В практическом плане система эффективнее роджерианской. Но недостаток ее в том, что инициатива исходит не от ученика, а от учителя.

Комментарии