С 1 сентября вступает в силу госстандарт для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Останутся ли в России коррекционные школы? Сколько особенных детей может быть в классе? Достаточно ли в стране педагогов-дефектологов? На эти вопросы отвечает директор Института детства Московского педагогического государственного университета Соловьева Татьяна.
Татьяна Соловьева: Стандарт содержит новые требования к работе дефектологов. Главное - умение помогать особому ребенку в обычной школе или детском саду и в специальных учреждениях. Обязательным для учителя-дефектолога станут обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, детей с аутизмом, консультирование семей, где есть "проблемные дети", психолого-педагогическое сопровождение детей при инклюзивном обучении, работа в условиях дистанционного образования. Уже подготовлен госстандарт для учеников с ограниченными возможностями здоровья, который вступает в силу с 1 сентября. Но он пока касается только начальной школы.
Специальный стандарт для начальной школы ориентирован на широкую вариативность, разные программы для разных детей. В адаптированных программах может быть другой набор учебных предметов, но обязательно будут коррекционно-развивающие курсы. Стандарт учитывает особые образовательные потребности глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих учеников, с задержкой развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, аутистов. Для таких детей по новым требованиям в массовых школах должно быть обязательно организовано психолого-педагогическое сопровождение. В инклюзивных классах со школьниками будут работать не только учителя, но и логопеды, дефектологи, социальные педагоги.
Татьяна Соловьева: Институты и факультеты коррекционной педагогики есть в ряде вузов. Но, например, нам не хватает около 200 сурдопедагогов. Это серьезная цифра, потому что в год вузы выпускают примерно 50 таких специалистов, и далеко не все из них работают по специальности. В школах появилась электронная запись, и сразу стал заметен большой минус: учителя не знают, придет ли в первый класс ребенок с синдромом Дауна, слабослышащий или глухой. Родители не обязаны предоставлять эту информацию. Но как тогда школе подготовиться к приему особенных учеников?
И это проблема. Регистрируясь в электронной очереди, родители не предоставляют дополнительную информацию о состоянии здоровья своего ребенка, в том числе и потому, что дополнительной строчки в форме заявки нет. А эти сведения школе очень нужны. Хотя бы для того, чтобы выполнять нормы санпинов по наполняемости классов. По правилам, если в классе учатся два ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то больше 20 учеников там быть не может. Если в классе три таких школьника, то количество учеников не может быть больше 15. Больше трех учеников с ограниченными возможностями здоровья в классе вообще не должно быть.
Есть и другая проблема для школ: на ученика с инвалидностью выделяется повышенное в 2-3 раза финансирование. А если у ребенка с ограниченными возможностями здоровья инвалидности нет, то выделяемые средства крайне недостаточны.
Татьяна Соловьева: Такое опасение было несколько лет назад. Сейчас регионы заинтересованы сохранить сеть коррекционных школ. У родителей должен быть выбор: отдать ребенка в инклюзивную школу или в коррекционную. Специальная школа - не приговор, а, напротив, шанс для многих детей на достижение уровня развития, сопоставимого с нормой. Ученик с особенностями слуха, зрения, движений, речи получает такой же аттестат зрелости, как и обычный ребенок. При этом он научится специальным приемам поведения, речи, деятельности, которые позволяют "обходить" объективные для такого человека трудности. Например, навыки пространственной ориентировки, свободного перемещения с тростью у слепого, навыки слухо-зрительного восприятия речи и чтения с губ у глухого человека.
--------------------------------
Отметим, что с января 2017 года вступит в силу новый стандарт для педагогов среднего профобразования, а к 2020 году 70 процентов колледжей и техникумов должны быть готовы учить студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Источник: Российская газета
Комментарии