Инклюзивное образование и коррекционные классы

Рубрика: Школа

Инклюзивное образование и коррекционные классы

Немного статистики

Сегодня в России примерно 480 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и соответственно имеющих особенные образовательные потребности. Из них почти 160 тысяч детей учатся в инклюзивных классах. Сейчас только 20% школ готовы принимать на учебу особых детей. Остальные учатся в коррекционных школах, на дому или в спецклассах. Педагогов, которые готовы работать одновременно с обычными детьми и при этом знают, как обучать, к примеру, ученика с синдромом Дауна или аутиста, очень мало. В программах педвузов основы коррекционного образования есть только на дефектологических факультетах, но программа рассчитана исходя из того, что в классе не один или два особенных ученика, а весь класс.

Вопросы, вопросы

До сих пор нет ответа на вопросы: как оценивать таких учеников в классе? Какой документ об образовании выдавать? Как быть, если ученику не осилить сразу всю программу? Дети с синдромом Дауна, например, могут выучить иностранный язык, литературу или историю, но с математикой у них дела плохи. Аутисты, наоборот, иногда бывают на грани математической гениальности, но гуманитарные дисциплины, где надо говорить и общаться, для них пытка. Нет ответа и на вопрос, какую сумму должен платить бюджет за обучение такого ребенка. В коррекционной школе расходы одни, в обычной - совсем другие.

Дм. Ливанов, министр образования и науки:

- Коррекционные школы должны не только выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих помощь учителям обычных школ, детям и их родителям, но и координировать работу по обучению таких детей в регионах. В Минобрнауки России будет создан федеральный перечень таких коррекционных школ и в рамках программы "Доступная среда" в 2016-2020 годах они получат поддержку на создание современных условий. Число школ, в которых создана доступная среда, выросло в три раза и достигло более 9000. Будет также сформирован реестр базовых школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования. Для обеспечения школ специалистами по работе с детьми-инвалидами увеличены контрольные цифры приема в вузы. Сейчас более 100 вузов в стране готовят таких специалистов.

Инклюзивное образование и коррекционные классы

Мнение специалиста

Далее мы публикуем отрывки из интервью, которое дала профессор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Елена Стребелева Российской газете.

По мнению Е. Стебелевой, инклюзивное образование особенно хорошо для малых городов и сел. Скажем, там, где ближайшая коррекционная школа находится в 200 - 300 километрах. А вот в больших городах к инклюзиву надо подходить с осторожностью. Почему? Если в классе 25 - 30 учеников, то учителю некогда работать с особенными детьми. При инклюзивном обучении в классе должно быть не больше 15 человек.Учитель должен знать особенности развития таких детей. Подбирать такие задания, чтобы ребенок с ними мог справиться и не был "неучем" для других учеников. Кроме того, все дети с органическим поражением центральной нервной системы нуждаются в медикаментозной поддержке. В каждой инклюзивной школе желательно иметь врача-психиатра. Вы их видели в обычных школах?

Инклюзивное образование и коррекционные классы

Аутист и школа

Среди детей с аутичными расстройствами есть, безусловно, одаренные - 5 - 7 процентов. Они нередко становятся хорошими программистами. Но одаренность проявляется одновременно с дисгармоничным развитием. Допустим, такой ученик хорошо считает. Однако он придет на урок математики и забудет, что второй урок биология, а третий физкультура. Ему трудно переключиться. Аутисты действуют по своему алгоритму, они не всегда воспринимают слова учителя. Не любят смотреть в лицо, часто отводят взгляд, и педагогов это раздражает.

В мире известен факт: около 3 процентов людей с синдромом Дауна заканчивают университеты. Но в целом такие дети могут усвоить только 10 процентов материала массовой школы. Перегружать их нельзя. Математика, химия, физика - для них слишком сложно. А вот иностранный под силу, особенно если с ребенком занимались с раннего детства.

Аутист и школьная программа

Детям с особыми потребностями нужны и другие учебники - те, что используются в коррекционных школах. Получается, что учитель должен работать сразу как минимум по двум программам. Если в классе больше 10 - 15 человек, это невозможно. В чем еще трудность? В наших школах принято подушевое финансирование. Но на таких детей норматив в инклюзивной школе должен быть в три раза выше. И главное, нельзя собирать в одном классе разных детей с особыми потребностями. Не может учитель одновременно заниматься со слабовидящим ребенком и с учеником с синдромом Дауна. Или с глухим и аутистом. Это совершенно разные методики обучения. Недавно я была в одном подмосковном поселке для приемных семей. Там две школы: коррекционная и обычная. Спортивные и игровые площадки общие. Дети живут вместе в семьях, вместе играют в футбол, но учатся по разным программам. И это очень правильно.

Инклюзивное образование и коррекционные классы

Коррекционные классы

В рамках инклюзивного образования невозможно решить все проблемы особых детей. Обучение таких детей связано с покупкой дорогого оборудования. Например, дисплей со шрифтом Брайля стоит от 100 тысяч рублей, принтер от 200 - 300 тысяч. А еще нужны специалисты по адаптивной физкультуре, тифлопедагоги, тьюторы… И если в городе нет специализированной коррекционной школы, то только в этом случае можно ставить вопрос об открытии небольшого специализированного класса на 5-7 учеников в рамках обычной общеобразовательнйо школы.

Связанные статьи

Инклюзивное образование в России Инклюзивное образование в России РФ, 16.03.2015 Инклюзия - за и против Инклюзия - за и против РФ, 06.04.2015 2016 г - новый стандарт инклюзивного образования 2016 г - новый стандарт инклюзивного образования Невель, 30.06.2015

Комментарии