В советское время для детей - инвалидов (тогда еще было такое название) была создана параллельная система образования, учитывающую то или иное нарушение. Ребенок с нарушением зрения, закончив специальную (коррекционную) школу, получал не только необходимые навыки, но и объем знаний наравне с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяло продолжать образование дальше, вплоть до высшего. В целом, коррекционные школы уравнивали разницу в развитии детей.
Все было не так уж и хорошо, но были специалисты, методики, учебные пособия, которых хватало на всех. Но в конце 90-х годы к нам пришла идея инклюзивного образования - совместного обучения инвалидов со здоровыми детьми, которая очень была популярна на Западе. Выглядит и правда красиво: детям с отклонениями в здоровье все равно жить в большом мире, и здоровым полезно понять, что рядом есть те, кому требуется помощь и забота.
Но так ли благостна теория при ее претворении в жизнь? Учить обычного ребенка и ребенка без зрения или без слуха - это абсолютно разные вещи. При совместном обучении падение уровня образования неизбежно. Это поняли и в западных странах. Кроме того, не будем забывать огромную разницу материально-технического снабжения между отечественной школой и западноевропейской. Для слепых детей категорически не хватает книг со шрифтом Брайля, для детей с ограниченными возможностями к передвижению - качественных колясок, и т.д. Вспомним, про неподготовленность коммунальный среды города к комфортному проживанию-передвижению инвалидов. В итоге мы получим регресс в качестве подготовке ребенка с ВОЗ.
В настоящее время в России количество спецшкол стремительно уменьшается, как и педагогов, способных научить слепого ребенка читать и писать, обслуживать себя, передвигаться и получать знания наравне с обычными сверстниками. Например, в Москве из четырех таких школ осталась одна. В России в целом из 120 - уже не более 70. И в обычной школе, что бы ни декларировали чиновники, и какие бы красивые картинки не заказывали иллюстраторам, таких детей не ждут. И получается, что такие дети вынуждены переходить на домашнее обучение.
Получается, что декларируется инклюзия, интеграция, а на деле ребенок сидит дома и лишается даже общения с такими же как он детьми, которое он имел в коррекционной школе. Сейчас все большее число детей не готовы к сдаче экзаменов, продолжению образования, началу самостоятельной трудовой жизни. На выходе такого “образования” страна получает молодого человека, который ничего не умеет, не может и не хочет работать. Он не в состоянии себя содержать, а потому пожизненно будет требовать расходов государства.
Мировая практика показывает, что инвалиды, в частности слепые могут работать на сложных специальностях: педагогами, психологами на телефонах доверия, социологами, заниматься наукой. Им по силам освоить программирование, сайтостроение. Главное, что для этого требуется - образование. И мы снова вынуждены возвратится к начальной точке - общеобразовательной школе.
Комментарии