Новые учебники истории в школе

Рубрика: Школа

Новые учебники истории в школе

В апреле 2015 года три линейки новых школьных учебников истории были официально одобрены Министерством образования. Они также прошли экспертизу Российского исторического общества. Это учебники следующих издательств: "Просвещение", "Дрофа", учебники истории России с 6-ого по 9-й классы издательства "Русское слово". Учебник "Русского слова" для 10-го класса было рекомендовано доработать.

"В тематике и оценках авторы руководствовались недавно утвержденным историко-культурным стандартом. Но учителю никто не запрещает идти дальше учебника. Например, в стандарте упомянуты реформы Ивана Грозного, кратко изложено их содержание, затронут вопрос о кровавой цене преобразований. И уже педагогу решать, какую оценку дать опричнине и связанному с ней разгулу насилия. Все линейки учебников отличаются друг от друга и в подаче материала, и в акцентах. В этом смысле никакого единообразия, как во времена "Краткого курса", и в помине нет", - считает Академик РАН Александр Чубарьян.

Линейная система учебников будет внедрена во всех учебных заведениях, где получают среднее образование, включая колледжи. Туда тоже придут новые учебники. То есть ученики, которые покидают общеобразовательную школу после 9 класса и поступают в другие учебные заведения среднего образования, также встретятся с этими учебниками. И смогут узнать об истории России ХХ века, в том числе и о Великой Отечественной войне.

Новые учебники истории в школе

Россия в мире

Школьным выпускникам линейка предлагает курс под названием "Россия в мире". Что это значит? Академик Чубарьян так прокомментировал этот курс:

- Я бы заменил его на курс с простым названием "История", в которой объединены сюжеты и отечественной истории, и всеобщей. И где учитель сможет многое подавать на продвинутом, как теперь говорят, уровне. Что такое история? Что такое исторический источник? Как соотносятся между собой история и идеология, история и политика, история и экономика? Что такое архивы и зачем они нужны для изучения прошлого? В этот курс можно поместить сравнительно-исторический материал по крупным проблемам - например, как проходила модернизация в России и на Западе. Но появление такого курса - повод для специального обсуждения.

В Минобре считают необходимым сформулировать и новые подходы к учебнику обществознания. С моей точки зрения, он должен подробно и доходчиво рассказывать школьнику об обществе, в котором он живет, - давать представления о Конституции России, избирательной системе, политическом устройстве, правах и ответственности граждан, основах экономики.

Новые учебники истории в школе

История в эпоху перемен

Педагогам в эпоху перемен приходится сложно: новые линейки, трактовки, единый стандарт. При разработке историко-культурного стандарта было выявлено более 30 так называемых "трудных вопросов", например, пакт Молотова-Риббентропа, Катынь... Множество противоположных точек зрения окружают один и тот же исторический факт, а учитель в классе один... Вот мнение академика Чубарьяна на эту проблему:

- Историю не следует изображать одной краской, будь то черная или белая. Нужен многофакторный подход. Если говорить о пакте, то следует объективно учитывать многие обстоятельства: ситуацию, в которой документ был подписан 23 августа 1939 года, проблемы безопасности в условиях приближающейся войны, мотивы поведения руководства СССР в этой обстановке. С одной стороны, надо обязательно показать, к каким реальным результатам привели эти договоренности, с другой - обратить внимание на секретные приложения к ним, которые нарушали принципы международного права и означали решение судеб других стран за их спиной. И, разумеется, нужно учитывать напряженную внутреннюю ситуацию в этих странах - ряд современных прибалтийских историков верно указывают на то, что для Литвы, Латвии и Эстонии в тот период стоял непростой выбор между Германией и СССР.

ЧТО ТАКОЕ ЛИНЕЙКА УЧЕБНИКОВ?

Это словосочетание означает полный комплект учебной литературы для всех классов современной средней школы, в которых образовательным стандартом предусматривается изучение того или иного школьного предмета. Издательствам и авторам выгоднее выпускать учебники именно линейками, а не отдельно взятую учебную книгу, например, по географии для 7го класса. В советской школе линейки учебников встречались редко, а при изучении истории их не было никогда.

Статья подготовлена по материалам Российской газеты: "Академик Российской Академии наук Александр Чубарьян: учитель вправе идти дальше учебника" (https://www.rg.ru/2015/08/24/rodina-chubariyan.html)

Связанные новости

Толерантность в школе Толерантность в школе С 16.11.2015 по 23.11.2015 прошли мероприятия в рамках акции «Уроки толерантности»... Невель, 02.12.2015  В субботу гордимся Россией В субботу гордимся Россией 19 декабря в 11.00 - Всероссийский тест по истории отечества Псков, 18.12.2015 Итоговое сочинение не менее 350 слов Итоговое сочинение не менее 350 слов Сегодня школьники писали повторные выпускные сочинения. Первая “сессия” прошла 3 декабря. Псков, 10.05.2018

Комментарии