В предыдущей статье мы рассмотрели, какие трудности в усвоении чтения могут возникнуть у первоклассника. Здесь речь пойдет ещё об одном школьном навыке, тесно связанном с речью — письмом. Это закономерно, ведь развитие письменной речи базируется на устной.
Что необходимо для успешного овладения письмом
Чтобы ребёнку успешно овладеть навыком письма, необходима готовность его речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного аппаратов. Давайте разберемся, что это значит.
- Ребёнок должен различать звуки речи, то есть обладать развитым фонематическим слухом.
- Чтобы не допускать замен букв и искажений при письме, необходимо правильно соотносить последовательность звуков и букв в словах. Для этого необходим развитый речедвигательный аппарат без дефектов речи, таких как, например, проговаривание «л» вместо «р», «с» вместо «ш».
- Зрительный анализатор помогает различать конфигурацию букв, их величину, различие или сходство, узнавание, умение сравнить с похожими предметами и объектами, что необходимо для запоминания.
- При постановке руки и обучения письму очень важно обладать развитой мелкой моторикой кисти рук и пальцев, так называемой, ручной ловкостью.
- Развитая память помогает запоминать правильное произношение слов, чтобы при воспроизведении не допускать ошибок, перестановки или замены букв, слогов.
Кроме перечисленного, стоит вспомнить, что двигателем успешного обучения является мотивация.
Трудности обучения письму
По наблюдениям учителей начальных классов типичные трудности, возникающие у первоклассников при освоении письма, проявляются многообразием. При неразвитости зрительной памяти и плохого пространственного представления предметов, ребёнку трудно сформировать зрительный образ символов, чтобы потом воспроизвести на бумаге. По этой же причине возможна плохая ориентация на листе тетради, не соблюдения строки при письме, путаница в горизонтальных и вертикальных направлениях, а также «зеркальное» письмо, что более характерно для леворуких детей. Недосформированный зрительный образ символов, как и мелкая моторика кистей рук, влияет на почерк. Элементы букв могут прописываться не до конца, или появляться лишние в похожих, как в «л» и «м», может проявляться неправильный наклон при письме, корявость. Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, т. е. он не различает похожие звуки речи, это отразится на письме в ошибках замены созвучных букв, например, вместо «г» будет ставиться «к» и наоборот. Невыученные правила ведут к орфографическим ошибкам, слитному написанию слов и предлогов и другим огрехам. Все перечисленные причины вместе и по отдельности могут влиять на темп письма, делая его медленным, особенно это заметно в классе при написании диктантов.
Исправляем ошибки
Существует много методик, которые призваны помочь первокласснику в освоении письма. Например, метод «штриховки» нарисованных предметов позволяет не только наносить ровные линии, которые, кстати, могут быть не только прямыми, но и волнистыми, но и соблюдать равномерную дистанцию между штрихами. Это подготовка для следующего этапа освоения письма — воспроизведение элементов букв. Тут необходимо, чтобы был сформирован зрительный образ символа. Можно его сконструировать, вылепить, даже связать крючком, на что хватит фантазии. Или поиграть в угадывание, какая буква была написана пальчиком в воздухе. Для детей это занимательное времяпровождение. Тренирует ловкость кистей рук бросание небольшого мячика об стену и улавливание его одной рукой. Хорошо развивает фонематическую память игра в составление анаграмм из букв заданного слова, или придумывание цепочки слов на последнюю букву предыдущего. Развитие внимания, запоминания хорошо прорабатывать на сюжетных картинках. Закрыв часть картинки, дайте ребёнку задание придумать связный рассказ. Таким образом развиваются мыслительные способности, анализ и синтез. Чем интереснее задание, тем с большей охотой ребёнок будет вовлекаться в процесс.
Смотрите похожие статьи на сайте:
https://sempark.ru/pskov/articles/__kakie_kachestva_lichnosti_vajnyi_dlya_uspeshnogo_obucheniya
https://sempark.ru/nevel/articles/adaptacia_pervoklassnika_k_shkole
https://sempark.ru/articles/trudnosti_pervogo_goda_obucheniya_v_shkole
Комментарии