Как преодолеть трудности леворукости у первоклассника

Рубрика: Well-being

Сразу отметим, что в настоящее время леворукость перестали считать патологией, её рассматривают как особенность индивида в пределах нормы. Многие специалисты — психологи, медики, физиологи сошлись во мнении, что переучивание детей с доминантной левой рукой наносит больше вреда, чем пользы.

Что же кроется за термином «левша»?

Оказывается, предпочтения левой руки вместо правой диктуется нам мозгом. В возрасте 4-5 лет у правшей формируется ведущая функция левого полушария. Оно начинает «править» правой рукой и правым глазом, заведовать конкретным мышлением, вычислительными операциями, речью, чтением и письмом, двигательной активностью и всей сознательной сферой. Другое, правое полушарие мозга управляет сферой бессознательного и чувств, ориентировкой в пространстве, восприятием музыки, ритма, абстрактным мышлением и образной памятью. У левшей нельзя чётко выделить области мозга с определенной специализацией. И такое отличие вносит определенные трудности в процесс обучения ребёнка.

Чем же отличаются дети-левши от своих сверстников правшей?

Психологами замечено, что дети-левши, как правило, чувствительные, эмоциональные, нередко художественно-одарённые натуры. Среди них встречается большой процент индивидуумов с абсолютным слухом и хорошими музыкальными способностями. Но часто высокая чувствительность ведет к капризности и упрямству, ярости и агрессии. В детстве многие из леворуких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а в дошкольном и младшем школьном возрасте нередко отстают в развитии речи. Среди первоклассников - «левшей» больший процент дезадаптированных к учебной деятельности. Не будучи специально подготовлены к школьному обучению, они могут испытывать серьёзные трудности в освоении ряда учебных дисциплин.

Трудности леворукого ребёнка в 1-й год школьного обучения

                                                                                    Читайте еще:Трудности первого года обучения в школе

Ребёнок - «левша» на первом году обучения в школе может испытывать следующие трудности:

1) в копировании геометрических фигур, в том числе могут возникнуть проблемы с написанием букв;

2 часто дети непроизвольно переходят к написанию букв в зеркальном положении, при этом они не в состоянии отличить эту ошибку как неправильное написание, порой им трудно определить разницу в таких буквах как «м» и «л»;

3) многие неправильно воспринимают отдельные звуки речи, что нарушает процесс понимания смысла сказанного;

4) из-за повышенной эмоциональности и легковозбудимости ребёнку — «левше» трудно сосредотачиваться на процессе обучения, поддерживать необходимую концентрацию внимания;

5) в восприятии материала и выполнения заданий первоклассник — «левша» более медлителен, чем сверстник — «правша», что объясняется особенностью его восприятия и мышления, строящегося на усваивании информации частями, из которых на основе анализа создается целостная картина.

Учитывая ожидаемые трудности, будет полезно перед началом школьного обучения, получить консультационную помощь у психолога, который проведет всестороннее тестирование и даст необходимые рекомендации.

В домашних условиях с ребенком - «левшой» можно проводить корректирующие занятия, превратив их в занимательные игры. Предположим, упражнение на запоминание и воспроизведения последовательности геометрических фигур, можно превратить в конкурс. Поиск закравшейся в строчке зеркально написанной буквы - в решение головоломки. Чтобы ребёнок лучше освоил начертание букв, можно придумать целую историю, на что похожа эта буква. Можно поменяться ролями: вы — ученик и пишите диктант, а ребёнок — учитель, который его проверяет. Дайте ему найти ваши «ошибки». Чем занимательнее и интереснее будет обыграно задание, тем охотнее ребёнок исподволь будет осваивать необходимые навыки. Не забывайте, что первоклассник удерживает концентрацию внимания не более 20 минут. Делайте весёлые перерывы. И всегда соблюдайте правило - в начале и конце тренировки даются задания полегче, которые ребёнок наверняка решит, что поднимет его самооценку и уверенность в своих силах, и оставит приятное ощущение и ожидание следующего занятия.

Другие статьи по этой теме:

Какие качества личности важны для успешного обучения

Трудности первого года обучения в школе

Поднимаем физкультуру в школе!

Как помочь первокласснику с синдромом гиперактивности

Комментарии