Дано: ребёнок 6-10 лет, фортепьяно, домашний урок.
Вопрос: сядет ли ребёнок заниматься фортепиано сам?
Попытаемся разобраться в непростой задаче.
Давайте подумаем, в каком случае ребенок сядет заниматься фортепьяно самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру. Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребёнка приятно, он вспомнит о нём и без помощи родителей. Что же это за занятия? У каждого ребёнка свои увлечения: у кого-то порисовать, у кого-то поиграть в компьютерную игру. Кому-то нравится числа складывать, а кому-то петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие.
Но есть условие в детской версии решения: занятие не должно напрягать. Пока его не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещё ребенок делать не умеет! Он может любить лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придётся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнёт напрягать. Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.
Вопрос от родителей: что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано?
Ребёнку нужно попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Если задания чётко прописаны преподавателем, то родитель их читает , а затем напоминает ребенку, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И потом понаблюдать делает ли он что-то.
Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.
Тут есть такая ремарка: такой метод хорош, если вас и преподавателя устраивает результат. Если нет, не исключено, что ваш ребенок играет только то, что ему нравится. И вам надо дополнительно проследить, чтобы им выполнялись все задания.
Музыка требует огромной концентрации внимания, хорошей координации движений тела. Хорошо налаженной связи телодвижений с командами головного мозга. Мозг даёт сигналы – нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть».
Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приёмы игры, и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев. Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались.
Для того чтобы выбрать правильное время для занятий музыкой, подумайте, вспомните и проанализируйте, когда ваш ребёнок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. «Без головы» за инструментом садиться бесполезно, тем более за фортепиано. Играть на пианино – это высокоинтеллектуальный труд.
Все ученики по-разному выбирают время для занятий: кто-то с утра и даже до завтрака. А кому-то удобней вечером, когда всё заботы позади. Зависит и от биоритмов тела: «сова» или «жаворонок». А у ребёнка особенно должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент! Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха.
Кому-то удобнее сначала сделать уроки, чтобы они не висели над головой. И очень важно не лишать ребёнка любимых увлечений из-за музыки: кружка Лего, факультатива по рисованию или долгожданного мультсериала.
Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой. Если ребёнок устал и раздражён, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой. Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.
Продолжение следует
Комментарии