Еще раз об историко-культурном стандарте

Рубрика: Школа

Еще раз об историко-культурном стандарте

Новые учебники истории в школе

1 сентября шестиклассники начали изучение отечественной истории по новым учебникам. В их основе лежит историко-культурный стандарт, утвержденный в 2013 году. Постепенно на новые учебники перейдут учащиеся всех классов. Сейчас учебники по истории, чтобы попасть в федеральный перечень, должны пройти экспертизу на соответствие историко-культурному стандарту. В мае 2015 года министерство образования и науки РФ утвердило три линейки новых учебников по истории России: от издательств "Дрофа" и "Просвещение" с 6 по 9 и с 10 по 11 классы, учебники издательства "Русское слово" с 6 по 9 классы. Новые учебники рассчитаны на линейную методику преподавания, которая предполагает последовательное изучение отечественной истории с 6 по 11 класс. Ранее школьники проходили историю по концентрической системе - сначала курс изучался целиком вплоть до 9 класса, а затем углубленно повторялся в двух старших классах. Теперь таких повторений не будет.

Еще раз об историко-культурном стандарте

Линейный подход

Новый линейный подход дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же более поздний и спорный период изучается старшеклассниками, поэтому можно вести более откровенный и глубинный разговоров об истории страны со старшеклассниками.

Руководитель Центра гуманитарного образования издательства "Просвещение", член авторского коллектива новой линейки учебников по истории А. Данилов: "Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории".

Еще раз об историко-культурном стандарте

Историко-культурный стандарт

Историко-культурный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого. Выработаны общие подходы (требования) к школьным учебникам:

1)Культурно-антропологический подход

Это означает, что особое место будет уделяться личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Можно сказать, что общественные институты, структуры, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни не будут больше уходить в тень перед политической историей страны и мира (как это принято в советской школе).

Цель: учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России (СССР) будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

2) Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.

Значит в школьном курсе истории будет усилен акцент на многонациональность и поликонфессионализм России как важнейшей особенности отечественной истории. Усиливается преподавание региональной истории в контексте истории России. Цель этого подхода - формирование современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.

3) Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям

Цель: достижение большей активности учеников на уроках, сокращение трудоемкости обучения при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий

Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Учебник должен стать навигатором по изучению истории, должен побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д.

4) Тема гражданского общества

Выделение в отдельную тему проблемы гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. При этом необходимо проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

5) Патриотика

Патриотическая основа при изучении исторических фактов, которая ставит своей целью воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.

6) Изучение "трудных вопросов истории", вызывающих острые дискуссии в обществе.

Среди них - причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; оценка СССР в условиях "холодной войны"; оценка периода правления Брежнева и роли диссидентского движения; оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов ("шоковая терапия", методы приватизации), причины и последствия побед Ельцина в политических схватках 1990-х годов, а также оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

Связанные новости

Итоговое сочинение не менее 350 слов Итоговое сочинение не менее 350 слов Сегодня школьники писали повторные выпускные сочинения. Первая “сессия” прошла 3 декабря. Псков, 10.05.2018

Связанные статьи

Новые учебники истории в школе Новые учебники истории в школе РФ, 25.09.2015 История в школе История в школе Интересно мнение академика РАН Александра Огановича Чубарьяна по поводу преподавания истории в школе РФ, 03.10.2015 Еще раз об уроке толерантности Еще раз об уроке толерантности 16.11 во всех школах страны состоялся урок толерантности. Урок посвящен Международному дню толерантн РФ, 04.12.2015

Комментарии