Компьютерные игры дошкольников: за и против

Рубрика: Well-being

В наш век когда космические корабли бороздят не только просторы Большого театра, а компьютеры вживляют прямо в тело человека, трудно оградить маленького члена общества от знакомства с различными гаджетами и их использования. Наиболее привлекательной областью для детей являются компьютерные игры. Конечно, ситуация во многом зависит от позиции родителей в этом вопросе. Тут можно встретиться с реакцией от жесткого запрета до активного поощрения.

Какие игры предлагают для детей в интернете

Многие сайты предлагают развивающие игры для малышей 3-4 лет, используя те же знакомые нам концепции с предметными наборами такие, как раскраски, пазлы, пирамиды, кубики и т.п. Следует учесть, что в игре с реальными предметами, ребёнок развивает не только своё цветовое восприятие, мышление, логику, в чём успешно может помочь и компьютерная игра, но ещё и мелкую моторику, координацию движений, пространственное воображение. Он видит не плоское изображение пирамидки, которую необходимо собрать, а сам предмет в пространстве. Работа по раскраске, рисованию, сбору пазлов учит тщательности, усидчивости, чувству времени, которое надо затратить на получение результата.

Детям 5-7 лет привлекательны более сложные «стрелялки», «бродилки», аркады, различные симуляторы, квесты и другие.

Привыкая с малолетнего возраста к компьютеру, ребёнок получает своего рода «костыль», без которого ему трудно будет двигаться в своей дальнейшей жизни. Ведь он не сможет понять, на что способен сам в реальной жизни, с реальными объектами, если познавать мир будет лишь с помощью нажатия кнопки.

Разрешать или запрещать

Исследователи выделили несколько критериев «за» и «против» компьютерных игр для детей. Отметим основные негативные моменты этой увлечённости:

1.Отрыв ребёнка от действительности. В виртуальном мире не надо прилагать трудоёмких усилий в достижении какой-либо цели, всё решается нажатием на кнопку. Эта простота часто провоцирует ребёнка, в особенности, если он не может реализоваться в реальном мире, на уход в мир воображаемый.

2.Игромания. Нереализованность в социуме, получение ребёнком положительных эмоций как подкрепления его виртуальных достижений часто является причиной возникновения игровой зависимости.

3.Проблемы общения с окружающими. Имея дело с придуманными персонажами, ребёнок зачастую не понимает, какие эмоции испытывают люди в тех или иных ситуациях, что приводит его к дезориентации в социуме и отсутствии чувства сопереживания, сострадания.

4.Неравномерное психофизиологическое развитие органов чувств. Например, при чрезмерном увлечении яркими компьютерными образами страдает сфера восприятия слуховых сигналов. Ребёнку становится нелегко на слух воспринимать различного рода инструкции, что может отрицательно сказаться на дальнейшем обучении в школе.

5.Неврологические проблемы. Чрезмерное перевозбуждение неокрепшей детской нервной системы может привести к нарушению глубоких фаз сна, тем самым лишая организм полноценного отдыха. Кроме отмеченных проблем, может возникнуть недоразвитие речи, плохая концентрация внимания, агрессивное поведение.

Но нельзя не признать, что наряду с отрицательными моментами можно отметить и положительные тенденции в детской увлеченности компьютерными играми. Благодаря красочным компьютерным образам развивается восприятие цвета и формы объектов. Логические игры стимулируют мыслительные способности детей, повышая интеллект, тренируют внимание и учат основам стратегии поведения. Например, в 2014 году компания Майкрософт сертифицировала необычного специалиста по компьютерным технологиям. За месяц до исполнения шести лет Айан Куреши успешно сдал квалификационный экзамен. Страсть к компьютерам Айану с трехлетнего возраста прививал его отец, занимающийся IT — консультированием.

Так всё-таки польза или вред?

Можно резюмировать советы специалистов по вопросу, стоит ли разрешать дошкольникам компьютерные игры. Во-первых, стоит оценить состояние здоровья вашего ребёнка и предотвратить возможность усугубления проблемы, если она уже имеется. Во-вторых, необходим тщательный контроль в выборе самой игры, чтобы она соответствовала возрастным критериям и приносила пользу развитию. В-третьих, следить за эмоциональной составляющей поведения ребёнка, не давая ему уходить от реальности. Настораживающими сигналами будут агрессия или состояние подавленности, если ребёнку не разрешают общаться с компьютером. Желание поскорее переделать все дела, чтобы вернуться к монитору. Отсутствие интереса к живому общению и реальной игровой деятельности. В-четвертых, оптимальное время игры в среднем должно составлять десять минут.

Что ж, перед родителями действительно стоит непростой выбор в принятии решения. Альтернативной заменой компьютерным играм является активная вовлеченность ребёнка в интересную деятельность. Успехов вам!

Другие статьи по теме:

Лето без гаджета

Обезопасить детей от опасностей в интернете

Ребенок, семья, гаджеты

Связанные новости

Выясняется уровень цифровой грамотности школьников Выясняется уровень цифровой грамотности школьников Цель исследования - провести замеры уровня цифровой грамотности российских школьников. Великие Луки, 24.11.2015

Комментарии