Дукаев Саид Хасан, 53 года. Родился в с. Чишки Грозненского района
Окончил Псковский педагогический институт, исторический факультет в 1989 г. Потом было и второе образование - государственная служба при Президенте РФ, Псковский филиал, юридический факультет. После учебы уехал на Родину и 2,5 года работал преподавателем истории в Грозненском районе.
В самом конце 1991 г. вернулся во Псков. Пытался устроиться работать учителем, но не смог – пятый пункт сильно мешал. Занялся частным бизнесом. В 2000 г. учредил торгово-промышленной фирму (продукты питания, строительные материалы) ООО «ДукаС».
В 1996 г. – свадьба с коренной псковитянкой Светланой, с которой они познакомились в институте в 1988 г. Светлана работала в начальной школе в течение 6 лет, но потом перешла работать в фирму мужа. Получается, что после знакомства до замужества прошло 8 лет.
Кстати, и по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.
У Саида жили кроме его детей еще и дети старшего брата. Здесь мы не будем выяснять, какой ребенок из какой семьи:
Артур, 17 лет, лицей № 4, 11-й класс. Ходит в Супер-Фитнес для занятий спортивным атлетизмом. Ранее занимался дзю-до и карате. Имеет 2-й юношеский разряд по шахматам. Долгое время занимался в «Эколого-биологическом центре». Участвовал и побеждал во всероссийских, областных и городских конкурсах. Любит играть на гитаре.
Хочет поступать на юридический факультет в Питере, но все-таки сомневается. Но больше сомневается отец, так как сын слишком честен.
Алина, 13 лет, лицей №4, 7-й класс. Заканчивает в этом году школу искусств по классу фортепиано и хоровое отделение. Также занималась в Эколого-биологическом центре.
Зулихан, 10 лет, МПЛ № 8, 4-й класс. Племянница, но после смерти отца постоянно живет и воспитывается в семье Дукаевых. Очень любит читать, участвовать в конкурсах, мечтать, и вообще отличница и красавица. Любит математику и хочет заниматься у-шу в следующем году.
Саид-Эли, 22 года, курсант 4-го курса Академии ФСИН, учится на юриста. Сын старшего брата
Тамерлан, 20 лет, учится в Академии ФСИН, 2-й курс юридического факультета.
Исмаил, 15 лет, школа № 9, 8-й класс. Занимается дзю-до. Очень увлечен компьютером, футбол, усиленно занимается русским языком.
Милана, 14 лет, школа № 9, 8-й класс. Увлечения: танцы и английский язык. Сейчас думает о поступлении в медицинский институт в Санкт-Петербурге.
«Рана от шашки заживет, рана от языка – нет». Чеченская поговорка
После съемок нас пригласили за стол. Что сказать? Стол был сплошь уставлен национальными блюдами. Стол изобильный и красиво сервированный. Засосало под ложечкой…
Я смотрю на Светлану – супругу Саида. По всему виду русская. Но что то в ней есть особенное отличное от русских женщин. Какая гордость или, может быть, особая внутренняя стать. Что это? Только после изучения вопроса понял, что это такое. Это то состояние, которое может случиться в человеке, в женщине, если ее глубоко уважают, или даже (правильнее сказать) почитают.
Хозяин – Саид – любитель поговорить на серьезные темы стал рассказывать о своем житье-бытье во Пскове, у себя на Родине; о том, как тяжело было входить в местную жизнь, про лихие 90-е, про то, что паспорт с пропиской перестали проверять только лет 6 назад, как не хотели брать детей в школы. Вспоминать тяжело, неприятно, но все-таки хорошо, что времена меняются, и паспорт может лежать на полочке дома.
Саид увлеченно рассказал о событиях давно минувших дней – о днях начала коммерческой деятельности в России, когда деньги сваливались на человека с неба. И на него тоже свалились большие деньги в виде огромного количества бесхозных коробок со спиртом Роял, которые стояли во взятом им в аренду помещении. Что с ними делать? Саид продал их, деньги положил в большую коробку. Но потом все-таки нашел хозяина и вернул деньги. И эта ситуация также находит отражение в чеченском фольклоре.
И до сих пор Саид думает о том, что занимаясь торговлей в 90-е и постоянно подвергаясь многочисленным нападениям, Судьба пощадила его. Почему? Из-за того, что следование адату хранит человека.
Часто Саид говорил о своей независимости, о том, что никто ему не может указать, как жить. И никто не может заставить его изменить своим представлениям о правильной жизни, чести, достоинстве … никто, даже те начальственные люди, сделка с которыми сулит всяческие выгоды.
Интересны мысли Саида о судьбе чеченской диаспоры. Это наиболее сложный момент для передачи. И здесь легко ошибиться. Я заранее прошу прощения, если исказил мысль. Так вот суть идеи нашего героя заключается в том, что некоторое время назад у многих чеченцев произошла перестройка в голове. Дело в том, что согласно традициям, каждый сентябрь любой мужчина нохчо должен быть дома. Где бы он не находился целый год, но в начале осени - будь дома, - с детских лет эта мысль внушалась родителями своим детям. И вот эта традиция сейчас перестала действовать. Чеченцы уже не стремятся (учтем, что это внутренне чувство, записанное глубоко в подкорке) в свой аул каждый сентябрь. Теперь они свободны обустраиваться там, где они живут – на другой, малой Родине. Нохчалла освободила своих сыновей от обязанности вернуться. Это значит, что наша земля действительно превращается в один большой аул.
Так что такое нохчалла? Это слово не поддается переводу. Это понятие укоренено во всей истории чеченского бытия.
Саид – подлинный чеченец. И этим замечателен.
Адлан родился в курортном селе Серноводское (административный центр Сунженского района Чечни). Раньше на его месте находился аул Эна-Юрт. В семье еще было два брата и сестра. Отец работал в совхозе главным агрономом, мать была учителем начальных классов. Адлан закончил школу в родном селе, потом работал у отца в совхозе трактористом, оператором поливальной установки... После армии учился в Москве, в сельскохозяйственной академии имени Тимирязева.
Конечно, жить в Москве престижно и денежно, но, во первых, Адлан не выносит таких огромных мегаполисов и, во-вторых, уровень внимания в Москве к его кавказскому лицу был слишком высок. Это было невыносимо, и Адлан искал другое место для проживания и бизнеса. В Пскове его позвал друга детства в 1995 г, Адлан приехал, начал работать вместе с ним, да так и остался. Потом перевез и семью.
Бизнес в то время рос, Адлан с партнерами выкупи сгоревший кинотеатр «Космос» и открыл на его базе развлекательный клуб «Бинго». Была также и другая работа - как раз по специальности доставка из-за рубежа посадочного материала, фасовка и продажа по регионам внутри страны. В Пскове Адлана никто по национальной внешности не трогал:
Луиза – супруга, домохозяйка
Дочь Алия, 8 лет, правовой лицей № 8
Дочь Камила, 6 лет, ходит в детский сад № 47
Сын Адам, 4 года.
Кризис сильно сказывается на работе Адлана. Его клуб вынужден работать 4 дня в неделю. Стоит вопрос о том, чтобы перейти на двухдневный график. Спасает семенной бизнес. Адлан часто по делам ездит в Европу.
Спрашивая Адлана про национальные отношения, получаешь уже известные ответы, что в общем то в сегодняшнем мире тема национальности не имеет большого значения. Образование – да, имеет. А вопрос национального происхождения практически нет. Может быть, для многих еще важно национальное самосознание. Но это только для первого поколения мигрантов. Адлан говорит:
И здесь мы опять видим, как работает ассимиляция. Дети этих детей уже будут русскими, если продолжат жить в русскоязычной среде… На мой мою просьбу поделиться с миром «urbi et orbi» Адлан высказал: