Дополнительное образование детей привлекло внимание государственных мужей несколько лет назад. Необходимость его развития и расширения доступности подчеркнул президент РФ В. Путин в обращении к Федеральному собранию в начале декабря этого года.
Сегодня сфера дополнительного образования весьма разнообразна, имеет много много степеней свободы. Диапазон программ допобразования весьма широк – от классических художественных и спортивных школ до студий мюзикла, интерактивных парков, центров семейной анимации. Появляются совершенно новые формы занятий: воркаут (массовые занятий на уличных спортплощадках), паркур (мастерство преодоления городских препятствий). Появляются инновационно новые области дополнительного образования, связанные с детскими технопарками, иннополисами. Крупные университеты предлагают школьникам разные форматы довузовской подготовки и профориентации. Множество разных проектов, как академичных, так и более неформальных (дискуссионный клуб, интеллектуальные игры). Однако здесь пока больше красивых слов и планов, чем реальных воплощений.
Разнообразны не только сами программы, но и образовательные отношения. Здесь есть два полюса: клубный формат и школьный (спортивные, художественные и музыкальные школы). В детских клубах образовательные отношения максимально либеральны. В спортивных школах, напротив, привычен режим постоянных тренировок и демонстрации достижений детей (аналогичны репетиции и выступления в музыкальных школах). В первом формате («клубность») содержание привносится самими участниками сообщества, овладевать этим содержанием и получать результат не обязательно. В рамках второго формата («школьность») важен результат. Он соотносится с общепризнанным эталоном, ради приближения к которому учащийся стремится овладеть культурной практикой.
Родители подходят к вопросу дополнительных занятий очень прагматично. Их основные запросы – обучение детей иностранным языкам, художественное или музыкальное образование, подготовка к государственным экзаменам в школе – ОГЭ и ЕГЭ, шоу-бизнес для детей, спорт, оздоровление. Подростки же часто голосуют за «клубность», хотят находить в учреждениях дополнительного образования «узнаваемые для себя явления». Они привносят в дополнительное образование такие практики, как граффити, скейтбординг, флешмобы и пр. Тем самым, неформальные практики постепенно «легитимируются».
Сегодня создается впечатление, что государство значительно более заинтересовано в школьном формате дополнительного образования, особенно когда речь идет о создании новых площадок.
Сегодня выделено шесть тематических направлений дополнительного образования: художественное, техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое.
Происходит дифференциация по уровням допобразования. В зависимости от требований к результатам общеразвивающие программы подразделяются на досуговые, продуктивные и обучающие. В досуговых программах не идет речи о результатах, и нет инструментов измерения результативности занятий. Продуктивные программы предполагают требование к предлагаемому продукту. Обучающие общеразвивающие программы включают требования к учебным результатам. Значит происходит выделение уровней программ в зависимости от результативного эффекта.
Регионы предлагают свои схемы деления на уровни дополнительных общеразвивающих программ. Например, в Москве выделены три уровня программ: ознакомительный (для ребят 5-18 лет), базовый (тот же возраст) и углубленный (12-18 лет). У каждого уровня свой набор характеристик, включающая требования к результатам, нормы финансирования и «квоту» наиболее успешных обучающихся.Углубленный уровень предполагает срок освоения содержания образования – не менее двух лет (4-8 часов в неделю). Результат – участие не менее 80% обучающихся, половина из которых – призеры и победители в общегородских мероприятиях. Предельный расход на одного учащегося в год — 24 тысячи рублей в год. Противоположный полюс – ознакомительный уровень – подразумевает срок освоения не менее трех месяцев (1-3 часа в неделю), результат – переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. Максимум годового расхода на 1 учащегося – 6 тысяч рублей.
Таким образом, дополнительное образование двигают от свободы к большей нормированности. Но вот что интересно. В системе допобразования традиционно оклады ниже, чем в школе. И многие педагоги целенаправленно шли именно в неформальное образование, так как не хотели излишнего нормотворчества, соглашаясь на меньшие деньги. Сейчас их пытаются “умять” на общешкольный уровень директивности и подконтрольности. А согласятся ли педагоги? То есть изначально в новую систему закладывается противоречие по отношению к кадрам, которые в ней работают.
-----------------------
В статье использованы данные доклада «Программное обеспечение дополнительного образования детей: проблема вариативности» Бориса Куприянова. Выступление прозвучало на Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение доступности и разнообразия программ дополнительного образования детей в условиях перехода на финансовое обеспечение реализации образовательных услуг», состоявшейся в НИУ ВШЭ в декабре 2015 г. (источник: opec.ru)
Комментарии