Продолжим рассказ об исследовании, проведенном лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). Начало здесь.
Все виды занятий в исследовании были разделены на пять категорий: спорт – 20 видов; искусство (музыка, танцы, живопись и пр.) – 9 видов, научные и технические кружки - 10 видов, иностранные языки и другие занятия (шитье, макраме и пр.). Исследование показывает - дети редко ограничиваются одним кружком. Среднее число кружков в год на человека – полтора-два. Причем спектр внеклассных активностей может меняться: дети пробуют себя в разных видах деятельности.
Наиболее популярны среди школьников спортивные занятия – это 57% внеклассной активности. На втором месте – искусство (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, театр), им занимаются четверть опрошенных. Иностранные языки – на третьем месте по популярности (9%). Наименее востребованными оказались научно-технические занятия – в такие кружки ходят лишь 6% детей, подсчитали исследователи. Из них наиболее популярные – математические и компьютерные. Основная причина проста - недостаток таких кружков. Это направление дополнительного образования нуждается в стимулировании. В госпрограмме «Развитие образования» на 2013-2020 годы особый упор делается развитие этой сферы.
Различия выборе внеклассных занятий мальчиков и девочек проявляются сильно. И и и другие одинаково часто занимаются плаванием и иностранными языками. У девочек в почете танцы, пение, игра на музыкальных инструментах и изобразительные искусства. У мальчиков излюбленные занятия – футбол, единоборства, велосипед, ролики и скейтборд. В начальной школе главные посетители кружков – девочки. В третьем и четвертом классах на одну девочку приходится 2,5 кружка, на одного мальчика – меньше двух. Однако в средней школе, к седьмому классу, частота посещений кружков у девочек и мальчиков выравнивается (в среднем 2,5 кружка на ребенка), а дальше мальчики и вовсе опережают девочек (для первых показатель – 2,54, для вторых – 2,33). Впрочем, к девятому классу интенсивность внеклассной деятельности снижается у всех.
Исследователи выявили возрастные нюансы посещаемости кружков. Так, младшие школьники чаще посещают пение, танцы, изобразительные искусства, гимнастику, плавание и шахматы. В средней школе интенсивность этих занятий убывает. Частота занятий командными видами спорта (футбол, баскетбол и пр.), а также катания на велосипеде, роликах и скейтборде, напротив, достигает кульминации в средней школе (5-7 класс). Зато к девятому классу она падает.
Особняком стоят фитнес и аэробика у девочек и бодибилдинг и тренажерный зал у мальчиков. Эти занятия отражают взросление человека, приобретение им маскулинных/феминных качеств. Частота таких занятий возрастает к девятому классу. В больших городах интенсивность занятий на протяжении всей школы заметно выше, чем в средних и малых городах и поселках, что отражает и количество предлагаемых услуг дополнительного образования.
Источник: сайт opec.ru
Комментарии