Термин «дополнительное образование детей» появился в России в 1992 году. Именно с этого времени так именуют учреждения, прежде занимавшиеся внешкольной работой. А руководители кружков получили статус педагогов дополнительного образования. Таким образом государство признало, что дети в кружках и секциях не просто проводят время «вне школы», а получают (дополнительное) образование, развивают свои склонности и навыки в какой-то сфере деятельности.
Мне нравится такое определение. Дополнительное образование детей в учреждении допобразования - свободная, не регламентированная государственным обязательным обучением деятельность, основанная на личных интересах, добровольности,инициативе, самостоятельности самих детей, обеспечивающая удовлетворение широкого спектра их индивидуальных потребностей и интересов, позволяющая углублять, дополнять информацию и знания, полученные в общеобразовательной школе.
В педагогической практике для дополнительного образования используют разные названия. Это происходит из-за необходимости подчеркнуть его особую роль и отличия от школьной системы. Поэтому наряду с выражением "дополнительное образование" встречаются выражения «неформальное», «альтернативное» образование. На самом деле важно понять, в чем миссия и особенности каждого типа образования.
Различия между двумя системами (основного и дополнительного) образования проявляются на уровне целей, подходов и методов. Школьная программа нацелена получения ребенком стандартного образования, результат которого закрепляется аттестатом зрелости. Этот документ позволяет выпускнику школы, при желании, продолжить учебу в вузе. Школьное образование строится на типовых программах и учебниках, которые меняются редко. Именно поэтому эту систему образования называют «основной» или «формальной».
В дополнительном образовании педагог может выбрать типовую программу, а может составить и авторскую. Он не скован школьными рамками и поэтому проводит занятия, исходя их возможностей и потребностей своих конкретных учеников. Формальные условия класса – парты, ответы у доски, домашние задания - уже не являются структурообразующими. Для педагога дополнительного образования важно, чтобы ребенку в детском коллективе студии, секции или клуба было комфортно психологически и уютно. Он вкладывает большие усилия в развитие мотивации у детей. Ведь только заинтересованнос
Так сложилось, что в сфере дополнительного образования детей развиваются несколько традиционных направлений: естественно-науч
Хорошо известно, что именно занятия в студиях, секциях, клубах и творческих объединениях часто дают старт профессиональной реализации. Шахматный кружок Ленинградского Дворца пионеров в свое время закончил международный гроссмейстер и Чемпион Мира по шахматам Борис Васильевич Спасский. Известный биолог и телеведущий Николай Николаевич Дроздов занимался в кружке ВООП при Дарвиновском музее. Режиссер Ролан Антонович Быков ходил на занятия театральной студии московского дома пионеров на Кировской.
Получается, что основная задача сферы дополнительного образования – поддержка индивидуальных потребностей ребенка и его семьи в получении вариативного образования и самореализации. Это очень гуманистический, личностно-ориентированный подход. И, конечно, очень важно поддерживать и развивать этот вид образования. Больше кружков хороших и разных!
Комментарии