Уже несколько лет идет процесс, который приводит к тому, что главным институтом, предоставляющим услуги внеклассного образования, становятся общеобразовательные и специальные (музыкальные, спортивные, художественные) школы. В кружки, организованные в школах, ходят до половины опрошенных детей, а в кружки в специальных школах – в районе трети (30%). Показательно, что даже командными видами спорта дети чаще занимаются в секциях при общеобразовательной, а не при спортивной школе.
Посещение различных кружков и секций школьниками в стране представляет собой культурную традицию. Все родители помнят, каков был размах системы дополнительного образования в СССР. Эта практика действует и сегодня.
Тем не менее часть детей не участвуют во внеклассных занятиях. В больших городах это около 4% школьников, в средних и малых – 7%, в поселках – 15%.
Но в то же время понятно, что внешкольная деятельность чрезвычайно полезна для ребенка, она помогает приобрести навыки, которые сложно получить на уроках. В этом смысле особенно плодотворны структурированные внешкольные занятия. Они проходят под руководством опытных наставников, имеют фиксированное расписание и нацелены на развитие специфических способностей. Среди побочных навыков, формируемых кружками, эксперты выделяют полезные социальные умения - работа в команде, тайм-менеджмент, целеустремленность, самостоятельность, умение общаться.
Почему же не все дети посещают внеурочные занятия? «Есть ли какие-то занятия, на которые вы хотели бы ходить, но не ходите?». Ответы дали 70% респондентов, что свидетельствует о большом интересе школьников к внеурочной деятельности. Даже те, кто уже посещает кружки, говорят о своем желании заниматься чем-то еще.
Те, кто не участвует во внеклассных занятиях, выбрали такие варианты ответов: нехватка времени - так отвечают 70% школьников в больших городах и 55-60% детей в малых городах и поселках. Возможно, здесь можно говорить о слишком большой нагрузке по школьным занятиям, особенно растущим после восьмого класса. Вторая частая причина - это отсутствие инфраструктуры допобразования. В городах этот вариант выбрали примерно четверть детей, в поселках – половина школьников. Таким образом, на селе спрос на кружки явно не удовлетворен.
Дороговизна занятий стала барьером, прежде всего, для детей из больших городов (22%). Очевидно, что в городе больше платных занятий, чем на селе.
----------------------------
В статье использованы фрагменты исследования заведующего научно-учебнойлаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниила Александрова и старшего научного сотрудника этой лаборатории Валерии Иванюшиной (сайт opec.ru), 2014 г.
Комментарии