Куда отвести ребенка на дополнительные занятия – в ближайший Детский центр или школу, в которой он учится? Где ему будет комфортнее? Для такого решения нужно понимать отличия дополнительного образования в школе и в детских учреждениях, работающих вне школьной системы.
Какое оно - дополнительное образование в школе?
Согласно официальным документам, дополнительное образование в школе имеет те же преференции, что и основное. В школьное дополнительное образование включены все виды занятий с детьми, которые проводятся по специальным программам во внеучебное время. Сюда входят существующие в школах дополнительные занятия по учебным предметам, студии, творческие объединения, технические кружки и клубы. Работают в них, преимущественно, сами учителя, но уже после уроков. Приходящие специалисты – редкость. Кроме того, все виды дополнительного образования с детьми проходят в помещениях самой школы, то есть в классах, спортивных залах или на пришкольном участке.
Какие же виды дополнительного образования культивирует школа? Прежде всего – это дополнительные занятия по предметам: различные профильные объединения, на которых учитель может работать с заинтересованным
В чем сходство школьного и «внешкольного» дополнительного образования
Общего между этими двумя видами дополнительного образования не мало. Во-первых, и там, и там, образование построено на принципе добровольности, не является обязательным и зависит лишь от личного желания ребенка и его родителей. Во-вторых, и школы, и «внешкольные» учреждения ставят образовательные цели и реализуют учебные программы, которые призваны развивать у ребенка определенные умения и навыки. В-третьих, во всех типах учреждений с детьми работают педагоги.
Казалось бы, основы единые и принципиальной разницы, куда отвести ребенка нет. Близко от дома – и хорошо! Но почему же, по объективной статистике, дополнительные занятия, организуемые школам, не слишком популярны?
Почему дети не спешат после уроков в школу?
Во-первых, дети очень устают от школьной нагрузки. «Сидение» и строгая регламентация поведения в течение всего учебного дня крайне утомляют. Об этом свидетельствует растущее за школьные годы количество болезней, вызванное постоянной гиподинамией и стрессами. Во второй половине дня ребенку тяжело психологически возвращаться в те же стены, где он провел несколько часов. Он хочет перемены. Для хорошего самочувствия ребенку просто необходимо кардинальное изменение обстановки, физической и интеллектуальной нагрузки.
Во-вторых, диапазон дополнительных занятий, которые может предложить школа, существенно уступает разнообразию программ детского центра. Во «внешкольных» учреждениях детей встречают не классные комнаты, а разнообразные помещения, где нет традиционных рядов парт, где у ребенка существует свобода выбора – как сидеть и как передвигаться. Кроме того, очень много занятий с детьми проводится на открытом воздухе. Именно так работают естественно-науч
В третьих, дети хотят другого, отличного от школы общения с педагогом. Они тянутся к спонтанности, а в школе задать вопрос на уроке можно только после разрешения учителя и лишь по теме. Дети испытывают естественную потребность радоваться, смеяться, веселиться, играть.
Учитель, каким бы он замечательным специалистом не был, отработав 6 уроков, выжат и физически, и эмоционально. О каком душевном общении можно говорить после целого дня работы! Во второй половине дня школьный учитель нуждается в отдыхе и переменах, не меньше, чем его подопечные. К тому же, проводить уроки и вести программу дополнительного образования – далеко не одно и то же. Это - разные виды деятельности, требующие специальной подготовки, умений и настроя. Именно по этим причинам «голосование ногами» пока идет не в пользу школьного дополнительного образования.
Комментарии