Продолжение. Начало статьи здесь
Самая большая опасность для начинающего музыканта – не играть мало, а играть не то, потому что это «не то», при многократном клонировании только засоряет голову. Поэтому первоочередная задача – играть исключительно нужное и сразу, пусть это будет совсем мало, но на малом участке. Для начала может быть всего 1 или 2 такта, но необходимо добиваться 100% стабильности исполнения, уверенности, выверенности аппликатуры, позиции, артикуляции и характера. Четкий, не расплывчатый, несмазанный и не скомканный, ритмически выверенный мышечный образ необходим ученику как ни что другое. Чтобы его создать быстро и правильно, нужно несколько раз сыграть небольшой фрагмент прямо на уроке, добившись, чтобы звучание было максимально приближено к конечному по степени завершенности работы над материалом (более или менее идеальным). Именно степень наличия ошибок даст знак, учить дальнейший материал (также фрагментарно), или еще работать над данным фрагментом.
Пусть это будет супер медленный темп, но нужно приучать сразу на уроке ученика исключать ошибочное исполнение текста. При правильных занятиях эти ощущения будут четко и заблаговременно способствовать стабильной и правильной игре. Это для ученика и будет его первый «автопилот». Здесь сразу нужно оговориться, эти ощущения со временем стираются, и необходимо всякий раз освежать их, проигрывая правильно и осознанно произведение. Любая помарка в тексте должна вызывать настороженность у ученика дома при занятиях, и это позволит критически относиться к занятиям, вновь и вновь возвращаясь именно к тем фрагментам, где наличествует вероятность ошибок, для того, чтобы выучить все сомнительные места. Работу над штрихом, динамикой, силой и насыщенностью звука нужно начинать также уже при фрагментарном разборе нотного текста. Одной рукой или двумя сразу начинать играть исполнителю – все это зависит только от уровня его подготовки. Но на любом уровне необходимо исключить (сократить до минимума) ошибочное исполнение. Если этому научить ученика с первых его шагов в самообучении (а как еще можно назвать многократные продолжительные самостоятельные домашние занятия музыкой), он покажет хорошие результаты даже при непродолжительных и редких занятиях.
Продолжительные занятия без приобщения к эстетической составляющей музыки приводят в расконцентрации внимания, которая также записывается в память. Потому во сто крат лучше заниматься меньше, но правильно – что даст больший результат и не научит ребенка терять внимание. Рутинного и ресурсоемкого процесса не желает никто: ни сам ученик, ни его родители, ни его учитель. Да и сама жизнь диктует жесткие условия в обучении. Понаблюдайте за детьми, у них ощущается постоянная нехватка учебного времени уже в обычной школе, особенно, в старших классах. Если при музыкальных занятиях рутинность устранится на первых порах и сразу выработается правильный алгоритм занятий – ученик начнет получать от музыки удовольствие, и только тогда он перестанет считать секунды до окончания занятия, а, наоборот, будет стремиться подольше поработать.
На первых порах, с того момента как ученик научился хлопать ритм в ладошки, а в дальнейшем по своим коленкам, ритмически озвучивая партии правой и левой руки – нужно приучать ученика считать и играть именно под счет в рамках соблюдения условий: не играть неправильное. Озвученный вслух учеником счет даст родителям дополнительную систему контроля и позволит к, примеру, резать салаты на кухне, прибегая в моменты грубого нарушения правила – не исполнять неправильное – для корректировки. При занятиях без родителей ученик может отсчитывать доли про себя. Как правильно считать учат в первые годы обучения в музыкальной школе на сольфеджио и на специальности тоже показывают. Только отсчет долей даст правильную организацию нот в музыкальном времени. Пусть сначала будет очень трудно, пусть темпы будут медленными, необходимо сразу играть правильно, не перенасыщая память недостоверной информацией. Сможете делать это сразу двумя руками – разучивайте двумя руками, не сможете – сначала одной, потом другой, потом совместно.
Чтобы добиться хороших результатов на занятиях фортепьяно, стоит придерживаться формулы треугольника «Педагог - Ученик -Родитель», в основании которого педагоги и родители, а ученик - вершина его и, чтобы на нее подняться, нужны совместные усилия педагога и родителей. Его фундамент будет прочным, если в основу будет заложено взаимопонимание, сотрудничество и взаимопомощь. И путь ученика при этом будет намного легче, а на выходе из музыкальной школы мы получим полноценного, умного, самостоятельно-ориентирующегося в мире музыки ребенка, вернее сказать, уже взрослого человека, со сформировавшимся музыкальном вкусом и мировоззрением.
Комментарии