Счастлив тот человек, которому удалось с успехом реализоваться в профессиональной сфере, состояться как личность, раскрыть и использовать в полной мере свои таланты.
Как правило, насущный интерес к выбору будущей профессии появляется в старших классах средней школы. Школьник начинает сопоставлять личностные качества с возможностью проявить себя в наиболее подходящем виде деятельности. В это время для него очень важно получить квалифицированну
Профориентация направлена на выбор будущей деятельности и включает в себя мероприятия, дающие ознакомительную информацию о профессиях, консультации по выбору профессии, соответствующей личностным качествам, тестирование, позволяющее определить подходящие варианты.
Стандартные тесты делят все профессии на пять типов: 1) относящиеся к природе, 2) связанные с общением с людьми; 3) творческие виды деятельности; 4) профессии, связанные с техникой; 5) профессии, связанные со знаковыми символами. В свою очередь каждый тип разбивается еще на классы в зависимости от целей деятельности.
Для раскрытия талантов одного теста не достаточно, необходима кропотливая работа психолога, что не всегда возможно на практике в процессе консультирования большого количества учеников. Специалисты отмечают тот факт, что у более информированных подростков, имеющих представление о должностных обязанностях, предписанных той или иной профессии, выбор происходит более целенаправленно.
Психологи советуют делать это надо с дошкольного возраста. Первая задача родителей состоит в том, что они должны донести до ребёнка, что он идёт в школу учиться для себя, для своего будущего, для того, чтобы выучиться и стать специалистом в выбранной области. В дошкольном и младшем школьном возрасте, когда мышление опирается на зрительные образы, важно обращать внимание ребёнка, чем заняты люди различных профессий. Это можно делать в обыденной жизни. Например, в магазине расскажите, как работает продавец и кассир, в транспорте, чем занимаются водитель автобуса или троллейбуса. Вокруг множество жизненных примеров. И ребёнок будет просто счастлив, если вы устроите ему экскурсию на какое-нибудь производство, будь то изготовление конфет или пошив одежды. А может быть у вас существует семейная династия, и ваш малыш — будущий её представитель. Но не старайтесь давить своим авторитетом и «ломать» личность ребёнка, навязывая ему свои предпочтения, постарайтесь понять склонности вашего ребёнка и помогите сделать ему правильный выбор.
Чем раньше раскроются в ребёнке скрытые таланты, тем легче ему будет определиться в дальнейшем. Уже с дошкольного возраста в детях проявляется склонность к музыке, танцам, живописи, к видам спорта, требующих гибкости и пластичности. Если выбор сделан, то ребёнок может поступить в кружок или пройти курс развивающих занятий. В школьные годы проявляется интерес к научным дисциплинам, у мальчиков — к технике, моделированию, у девочек — к рукоделию. Все эти склонности также можно развивать в различных кружках. Всегда надо приобщать детей и подростков к ведению здорового образа жизни и занятиям различными видами спорта или общей физической подготовкой в секциях, например, аэробики, йоги, ушу, весёлой гимнастики. Главное, чтобы занятие было по душе и приносило радость и вдохновение!
В следующих статьях мы расскажем о различных кружках, об их целях и задачах в системе допобразования и роли в приобщении детей к будущей профессии.
Комментарии